Хлестаков герой комедии Ревизор

Хлестаков герой комедии Ревизор

Образ «Хлестакова», героя «Ревизора» Гоголя, прочно вошёл в литературу и даже породил понятие «хлестаковщина». Он является центральным персонажем пьесы, но, как и все остальные её основные действующие лица, является отрицательным героем. Несмотря на это, образ Хлестакова – это не воплощённое зло. Этот персонаж сам по себе совсем не злодей, он просто недалёкий пустозвон и хвастун. Однако, он никому не желает ничего плохого, и даже обманывает, например, обещая вернуть взятые в долг деньги, то скорее по наивности, без злого умысла. Н. В. Гоголь в образе Хлестакова, мелкого чиновника, стремящегося к светской жизни, осуждает не столько его самого, сколько общество, которое сделало его таким, ведь он знает и умеет только то, чему его это общество научило. Вот такой Хлестаков герой комедии Ревизор.

Когда Хлестаков проездом оказывается в уездном городе N, среди местных чиновников проходит слух о том, что к ним инкогнито едет ревизор из Петербурга. Прослышав о неплатёжеспособном постояльце в трактире, они решают, что это он и есть, по этой-то причине Хлестакова и принимают за ревизора, о чём он сам ещё долго не догадывается.

Хлестаков положительный или отрицательный герой Ревизор?

Чиновники видят в Хлестакове то, что хотят видеть. Они решают использовать его для своих целей, предполагая, что ревизор приехал проверять их работу. Но Хлестаков, который не знает, что происходит, начинает использовать свое «новое положение» в своих интересах, получая от местных чиновников деньги и внимание. Он наслаждается своим временным успехом, не задумываясь о том, что этот обман может иметь серьезные последствия.

Герой Ревизор Хлестаков ‒ краткая характеристика

Герой Ревизор Хлестаков является типичным представителем чиновнической верхушки России того времени. Он не только проявляет свою недалекость и пустозвонство, но и демонстрирует свою полную безответственность перед своей работой и обязанностями. Хлестаков не способен на что-то серьезное, и его единственным желанием является общение с высшим светом и получение признания со стороны него. Он не задумывается о последствиях своих действий и не понимает, что его бездействие и безответственность могут привести к серьезным последствиям.

Через образ Хлестакова, Гоголь высмеивает ту действительность, в которой живут его герои. Он критикует бюрократическую систему и её представителей, которые вместо работы и реформирования страны занимаются своими личными интересами. Гоголь показывает, что это общество создало таких людей, как Хлестаков, и что оно не способно ни на что большее, кроме как на бессмысленное и безответственное развлечение.

Таким образом, образ Хлестакова в «Ревизоре» является символом всего того, что было плохо и ошибочно в российском обществе того времени. Он показывает, что безответственность и недалекость могут привести к катастрофическим последствиям, и что необходимо серьезно относиться к своим обязанностям и не забывать о том, что каждый человек несёт ответственность за свои поступки. Ниже в таблице кратко рассмотрен Хлестаков главный герой комедии Ревизор.

Таблица ‒ Ревизор Гоголь герой Хлестаков

КритерийХлестаков Ревизор описание героя
Полное имяИван Александрович Хлестаков
Возраст23–24 года
Род занятийЧиновник
СемьяНе женат, из членов семьи указан лишь отец
Социальное положениеДворянин
ПроисхождениеРодом из дворянского семейства
ВоспитаниеТрадиционное для дворянских семейств
ОбразованиеТрадиционное для дворянских семейств
ВнешностьНевысокий худенький шатен с приятными чертами лица
ХарактерПоверхностный, легкомысленный, красноречивый, азартный, способный увлекать за собой
Положительные чертыВоспитанный, обаятельный молодой человек с хорошими манерами, способен нравиться и мужчинам, и женщинам, красноречив, легкомысленно относится ко всяким жизненным трудностям.
Отрицательные чертыНедалёкий, жадный, ветреный, беспечный, высокомерный, трусливый
Произведение«Ревизор»
АвторНиколай Васильевич Гоголь.

Иван Александрович Хлестаков — потомственный дворянин, молодой человек, которому на момент повествования не более 24 лет.

Родители Хлестакова — провинциальные помещики, живущие в Саратовской губернии. Там же находится и деревенька Подкатиловка, которая принадлежит герою. Получив соответствующее образование, Хлестаков отправляется в Петербург, где поступает на службу в канцелярию. Со своим скромным чином коллежского регистратора он располагается в самом низу чиновничьей иерархии.

Главный герой Ревизора Хлестаков абсолютно равнодушен к службе. Он не только не пытается оправдать надежды отца, выстраивая блестящую карьеру, но откровенно пренебрегает своими обязанностями. По своему усмотрению он способен пропустить работу и отправиться на прогулку по Невскому проспекту.

Чиновник Хлестаков — большой любитель удовольствий, он знает толк в хорошей еде, дорогих сигарах, красивых женщинах. Все деньги, которые ему присылает отец, он тут же спускает на извозчиков, модную одежду, походы в театры. Подобный образ жизни являются неотъемлемой частью героя.

Страстью Хлестакова является игра в карты. Благодаря этой слабости он нередко оказывается в затруднительном финансовом положении и вынужден продавать даже собственное бельё.

Хлестаков-старший, узнав о столь безответственном поведении сына, вызывает его в имение. По дороге герой остаётся без денег, в очередной раз проиграв в карты. По счастливой случайности жители провинциального городка, в котором он остановился, принимают молодого человека за важного столичного чиновника. В течение двух дней Хлестаков упивается ролью могущественного ревизора, но в итоге решает не играть с судьбой и поспешно покидает уездный город, ловко обведя вокруг пальца представителей местной знати. Вот такой образ героя Хлестакова из Ревизора.

Хлестаков спешно покидает уездный город
Хлестаков спешно покидает уездный город

Характеристики Хлестакова

Хлестаков — типичный столичный прожигатель жизни: пустой, самовлюблённый, развязный. Строгий отец так и не смог привить ему высокие моральные принципы, представления о чести и порядочности. Не имея крепкого внутреннего стержня, он с легкостью поддаётся столичным соблазнам, а в удовлетворении своих желаний видит смысл жизни. Ниже рассмотрен Хлестаков характеристика героя Ревизор.

 Иван Александрович Хлестаков
Иван Александрович Хлестаков

Хвастливость

Само понятие «хлестаковщина» означает непомерное хвастовство и безудержное враньё. Начав врать и слегка захмелев, Хлестаков уже не может остановиться, получая удовольствие от пускания пыли в глаза чиновникам города N. Он врёт жене и дочери городничего о своём положении в обществе и хвастается знакомством с Пушкиным, знаменитым писателем и поэтом. Ему нравится быть в центре внимания.

Хвастливость ‒ одно из наиболее заметных качеств Хлестакова. Он не только любит врать, но и хвастаться своими вымышленными достижениями и знакомствами. Хлестаков очень любит быть в центре внимания и получать удовольствие от пускания пыли в глаза окружающим. Он врет своим знакомым, друзьям, а также жене и дочери городничего о своем положении в обществе и своих связях с высшими чиновниками и знаменитыми личностями. Он уверен в своей значимости и важности, что заставляет его раздувать свои достижения и знания до невероятных масштабов. В итоге, его хвастливое поведение вызывает недоверие и отторжение у окружающих.

Хвастовство присуще многим чиновникам того времени
Хвастовство присуще многим чиновникам того времени

Высокомерие

Высокомерие ‒ вторая по значимости после хвастовства черта характера Хлестакова. Он не только безденежен, но и обзаводится долгами в трактире, где выпрашивает обед и при этом жалуется на его качество и количество, проявляя полное отсутствие благодарности.

Он также высокомерен со своим слугой Осипом, относится к нему грубо и не замечает его заботы. На крепостных он смотрит свысока и не считает их за людей, что свидетельствует о его недостатке эмпатии и чувства ответственности. Однако, это высокомерие Хлестакова может быть рассмотрено как упрек обществу той эпохи, в котором он вырос и которое не научило его быть человечным, ибо в ту пору высшие слои общества действительно смотрели на крепостных свысока.

Влиятельный ревизор ведет себя высокомерно
Влиятельный ревизор ведет себя высокомерно

Вежливость

Хлестаков обладает вежливым и предупредительным характером, что отражается в его поведении по отношению к окружающим его людям. Он старается быть тактичным и учтивым, что позволяет ему завоевывать доверие и расположение людей. Однако, его хорошие манеры не являются постоянными и они пропадают в момент, когда он общается с людьми, которые находятся ниже него по социальной лестнице.

В ситуациях с вышестоящими чинами Хлестаков может быть подобен заискивающему человеку, который старается угодить своим начальникам. Но когда Хлестаков начинает вести себя как влиятельный ревизор, его поведение становится высокомерным и вызывает недовольство у окружающих.

Хлестаков не лишен вежливости
Хлестаков не лишен вежливости

Наивность и простота

Наивность и простота ‒ еще одни заметные черты Хлестакова. Он не понимает, что ему дают взятки, и продолжает считать окружающих людей добрыми и гостеприимными. Эти черты делают его более человечным и сочувственным, и, несмотря на его болтливость и хвастовство, он не является настоящим негодяем. Кроме того, его наивность и простота добавляют некоторой комической ноты в общую картину, делая его персонажем более интересным для зрителя.

На протяжении долгого времени Хлестаков не догадывается, что ему дают взятки, считая, что окружающие его люди просто очень добры и гостеприимны. Он продолжает ничего не понимать, даже когда его слуга Осип уже обо всём догадался. Но эти черты делают образ и характеристику Хлестакова лучше, ведь он добросердечен и никому не желает зла. Он болтун, хвастун и пустомеля, но никак не отъявленный негодяй.

Наивность и простота ‒ заметные черты Хлестакова
Наивность и простота ‒ заметные черты Хлестакова

Поверхностность

Поверхностность является одной из заметных черт Хлестакова. Он не думает о последствиях своих действий и слов, не задумывается о том, что они могут привести к серьезным проблемам. Он привык, что его никто не воспринимает всерьез, и продолжает врать, не думая о том, что его могут поймать на лжи. Вместо того, чтобы исправить свою ситуацию, он продолжает вести себя так же, как и раньше, не задумываясь над своим поведением. Эта поверхностность делает его образ более негативным и несерьезным, что является одним из главных элементов комической ситуации в произведении.

Мнимый ревизор привык, что его никто не воспринимает всерьёз, ведь он всего лишь мелкий чиновник, а потому он не думает, что ему придётся отвечать за свои слова. Но он не в Петербурге, а в уездном городе, где всё совсем по-другому. В силу вышеописанных качеств Хлестаков этого даже не понимает, а потому продолжает напропалую врать, не задумываясь о последствиях. Его образ – это характеристика поверхностного во всём человека, не обладающего сколько-нибудь глубоким характером.

Поверхностность Хлестакова
Поверхностность Хлестакова

Речевая характеристика Хлестакова

Н.В. Гоголь тщательно продумывал образы героев, особое внимание уделяя их речевым характеристикам. Особенности речи Хлестакова указаны автором в «Замечаниях для господ актеров». О Хлестакове становится известно следующее:

«Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».

Гоголь Н.В.

Подобная характеристика подтверждается на протяжении всего повествования. Пожив некоторое время в столице, Хлестаков научился вставлять в речь иностранные слова, использовать витиеватые литературные штампы, которое особенно сильно действовали на провинциальных красавиц: «срывать цветы удовольствия», «мы удалимся под сень струй». Чиновники же были поражены его светской, важной манерой общения: «…молодой человек; лет двадцати трех: а говорит совсем так, как старик: «Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда…»

Вместе с тем в речи Хлестакова встречаются просторечные, откровенно вульгарные слова и фразы, особенно по отношению к слугам и простолюдинам: «Мошенники, канальи… Подлецы!.. Бездельники!»

Хлестоков высокомерен к низшим себя людям
Хлестоков высокомерен к низшим себя людям

Речь Хлестакова отрывистая, он часто не способен выразить свою мысль полностью. Это связано с тем, что внимание героя постоянно перескакивает с одного объекта на другой. Он с легкостью врёт, нередко забывая то, о чём недавно солгал, меняет темы разговора.

Цитатная характеристика

Описание образа Хлестакова с цитатами позволяет раскрыть характер героя, продемонстрировать не только внешность, но и особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Хлестаков основан на том, что он является молодым человеком, чиновником из Петербурга.

«Это, говорит, молодой человек, чиновник, — да-с, — едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с».

Действие первое, явление 3

«Я служу в Петербурге».

Действие второе, явление 8

Хлестаков имеет невысокий чин коллежского регистратора. Слуга Осип называет его «елистратишкой», а именно так в XIX веке пренебрежительно называли мелких чиновников.

«Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!»

Действие второе, явление 1

Родители Хлестакова — помещики, чьё имение расположено в Саратовской губернии. Хлестаков владеет собственной деревней.

«Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню».

Действие второе, явление 8

«Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку».

Действие пятое, явление 8

Внешность

Хлестаков — молодой человек 23–24 лет.

«…молодой человек лет двадцати трех…»

«Замечания для господ актеров»

«Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим».

Действие первое, явление 3

«Молодой, молодой человек; лет двадцати трех…»

Действие третье, явление 2

Внешний вид Хлестакова не слишком представителен. Его отличает невысокий рост и субтильное, хрупкое телосложение.

«…тоненький, худенький…»

«Замечания для господ актеров»

«…хоть бы народ-то уж был видный, а то худенький, тоненький — как его узнаешь, кто он? Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями».

Действие третье, явление 9

«…какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его».

Действие второе, явление 8

Хлестаков обладает приятной наружностью и способен нравиться женщинам.

«Недурной наружности».

Действие первое, явление 3

Хлестаков — шатен, глаза у него бегают от волнения, что способно привести в смущение собеседника.

«Анна Андреевна: А собой каков он: брюнет или блондин?

Добчинский: Нет, больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят».

Действие третье, явление 2

Хлестаков большое внимание уделяет своему внешнему виду и всегда выбирает модную одежду. В пьесе он предстает в партикулярном платье, т. е. в неофициальной, штатской форме.

«Одет по моде».

«Замечания для господ актеров»

«…в партикулярном платье…»

Действие первое, явление 3

«И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет…»

Действие второе, явление 1

Черты характера и поступки

Хлестакова по ошибке принимают за важного чиновника из Петербурга, ревизора, в обязанности которого входит проверка работы муниципальных учреждений.

«Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем».

Действие первое, явление 1

«…приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом».

Действие первое, явление 1

«Бобчинский. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотацию, — ревизор».

Действие первое, явление 3

«…по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора».

Действие пятое, явление 8

Хлестаков оказывается в уездном городе без средств к существованию. Живя в самом дешёвом номере, он не способен платить за жильё и пропитание.

«…престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить».

Действие первое, явление 3

«Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина».

Действие первое, явление 3

«Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится».

Действие второе, явление 1

«Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим?»

Действие второе, явление 1

Хлестаков не внушает уважения даже у трактирщика, который считает его мошенником и собирается пожаловаться городничему. Он даёт Хлестакову в долг самую скудную пищу.

«Еще, говорит, и к городничему пойду; третью неделю барин денег не плотит. Вы-де с барином, говорит, мошенники, и барин твой — плут. Мы-де, говорят, этаких шерамыжников и подлецов видали».

Действие второе, явление 2
Хлестаков не внушает уважения даже у трактирщика
Хлестаков не внушает уважения даже у трактирщика

«Хлестаков. А семга, а рыба, а котлеты?

Слуга. Да это для тех, которые почище-с».

Действие второе, явление 6

«На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму».

Действие пятое, явление 8

Хлестаков — пустой, ветреный, недалёкий, несерьёзный человек.

«…несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».

«Замечания для господ актеров»

Хлестаков любит пускать пыль в глаза и вести себя как богач.

«…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед».

Действие второе, явление 1

«Что, если он в самом деле потащит меня в тюрьму? Что ж если благородным образом, я, пожалуй… нет, нет, не хочу! Там в городе таскаются офицеры и народ, а я, как нарочно, задал тону и перемигнулся с одной купеческой дочкой…»

Действие второе, явление 7

Хлестаков любит рисоваться перед малознакомыми людьми, особенно перед женщинами.

«Привыкши жить, comprenez vous, в свете, и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества… Если б, признаюсь, не такой случай, который меня… (посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней) так вознаградил за все…»

Действие третье, явление 6

Хлестаков любит жизнь в столице, которая способна подарить немало удовольствий.

«Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право!»

Действие третье, явление 6

Хлестаков испытывает болезненную страсть к карточным играм. Он регулярно проигрывает крупные суммы и часто вынужден жить в долг.

«С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался».

Действие второе, явление 1

«Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел — и все обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел».

Действие второе, явление 3

«Нет, не говорите, иногда очень заманчиво поиграть».

Действие третье, явление 5

Хлестаков — безответственный, несерьёзный молодой человек, привыкший спускать родительские деньги на развлечения.

«Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак».

Действие второе, явление 1
Хлестаков любит спускать деньги на развлечения
Хлестаков любит спускать деньги на развлечения

При возникновении финансовых проблем Хлестаков привычно продаёт свою дорогую модную одежду.

«Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка… Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут».

Действие второе, явление 1

Хлестаков является недобросовестным квартиросъёмщиком, часто меняет жильё и недоплачивает за него.

«Он ведь тоже любит часто переезжать с квартиры на квартиру и недоплачивать».

Действие четвертое, явление 8

Хлестаков — ленивый молодой человек, бездельник, не привыкший заниматься работой серьёзно. Он безответственно относится к службе, которую нередко прогуливает.

«…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Действие второе, явление 1
Хлестаков — ленивый молодой человек
Хлестаков — ленивый молодой человек

Отец Хлестакова, узнав о бестолковой службе сына в Петербурге, требует его возвращения домой. Он разочарован тем, что сын так ничего не смог добиться в столице.

«Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут. Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию».

Действие второе, явление 8

Хлестаков — столичный франт, который не представляет своей жизни в глухой провинции.

«Ведь мой отец упрям и глуп, старый хрен, как бревно. Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения».

Действие второе, явление 8
Хлестаков не хочет в провинцию
Хлестаков не хочет в провинцию

Хлестаков, желая произвести хорошее впечатление на городничего, пытается казаться благородным человеком.

«Я сам тоже — я не люблю людей двуличных. Мне очень нравятся ваша откровенность и радушие, и я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Действие второе, явление 8

Хлестакову, несмотря на молодой возраст, удается производить впечатление просвещённого, важного господина.

«Анна Андреевна. Ну, да кто он такой? генерал?

Добчинский. Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с».

Действие третье, явление 2

«Молодой, молодой человек; лет двадцати трех: а говорит совсем так, как старик: «Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда…» (размахивает руками) так это все славно. «Я, говорит, и написать, и почитать люблю, но мешает, что в комнате, говорит, немножко темно».

Действие третье, явление 2

Хлестаков — большой любитель удовольствий. Он считает, что смысл жизни заключается в том, чтобы ни в чём себе не отказывать. Одна его слабость — хорошая кухня.

«Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Действие третье, явление 5
 Хорошая кухня ‒ слабость Хлестакова
Хорошая кухня ‒ слабость Хлестакова

«Я — признаюсь, это моя слабость, — люблю хорошую кухню».

Действие четвертое, явление 6

Ещё одна слабость Хлестакова — хорошие сигары.

«Возьмите, возьмите; это порядочная сигарка. Конечно, не то, что в Петербурге. Там, батюшка, я куривал сигарочки по двадцати пяти рублей сотенка, просто ручки потом себе поцелуешь, как выкуришь».

Действие четвертое, явление 5

«Вы, как я вижу, не охотник до сигарок. А я признаюсь: это моя слабость».

Действие четвертое, явление 5

Хлестаков неравнодушен к хорошеньким женщинам и при любом удобном случае готов приударить за красавицей. Считает себя покорителем женских сердец.

«Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен».

Действие четвертое, явление 5
Хлестаков неравнодушен к хорошеньким женщинам
Хлестаков неравнодушен к хорошеньким женщинам

«Оробели? А в моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость. По крайней мере, я знаю, что ни одна женщина не может их выдержать, не так ли?»

Действие четвертое, явление 5

Желая произвести впечатление на провинциальных чиновников, Хлестаков без тени смущения лжёт по поводу своего высокого положения в Петербурге.

«Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: “Приходи, братец, обедать!”»

Действие третье, явление 6

«А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

Действие третье, явление 6

«С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: “Ну что, брат Пушкин?” — “Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все…” Большой оригинал».

Действие третье, явление 6

«Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню».

Действие третье, явление 6

«О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу».

Действие третье, явление 6

Хлестаков — большой любитель лёгкой, беспечной жизни. Ему очень нравится, когда окружающие стараются ему всячески угодить.

«Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы… Нет, я не знаю, а мне, право, нравится, такая жизнь».

Действие четвертое, явление 2
Хлестаков — большой любитель лёгкой, беспечной жизни
Хлестаков — большой любитель лёгкой, беспечной жизни

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей».

Действие четвертое, явление 2

Хлестаков — общительный молодой человек, ему нравится находиться в центре внимания.

«Я очень люблю приятное общество».

Действие четвертое, явление 4

Чтобы чувствовать себя счастливым, Хлестакову нужна искренняя любовь и уважение.

«Хлестаков. По моему мнению, что нужно? Нужно только, чтобы тебя уважали, любили искренне, — не так ли?Почтмейстер. Совершенно справедливо.

Хлестаков. Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною. Меня, конечно, назовут странным, но уж у меня такой характер».

Действие четвертое, явление 2

Хлестаков чувствует, что тот образ жизни, который он привык вести, не способен насытить потребности души. По примеру своего друга-литератора он хочет заняться литературой.

«Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь, наконец, пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться».

Действие пятое, явление 8

Хлестаков — язвительный, насмешливый человек, который решает не только воспользоваться оплошностью провинциальных чиновников, но и публично высмеять их.

«Здесь много чиновников. Мне кажется, однако ж, что они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли. Экое дурачье! Напишу-ку я обо всем в Петербург к Тряпичкину: он пописывает статейки — пусть-ка он их общелкает хорошенько».

Действие четвертое, явление 8
Хлестаков — насмешливый человек
Хлестаков — насмешливый человек

Хлестаков — хитрый, пронырливый человек, способный найти выгоду в подходящей ситуации. Он так ловко выманивает у чиновников деньги, что те с радостью ему их преподносят.

«Нет, вы этого не думайте: я не беру совсем никаких взяток. Вот если бы вы, например, предложили мне взаймы рублей триста — ну, тогда совсем дело другое: взаймы я могу взять».

Действие четвертое, явление 9

Хлестаков с большим удовольствием ухаживает за юной дочерью городничего, Марьей Антоновной, которую с лёгкостью покоряет комплиментами и столичными манерами.

«Хлестаков (рисуется.) А ваши глаза лучше, нежели важные дела… Вы никак не можете мне помешать, никаким образом не можете; напротив того, вы можете принести удовольствие».

Действие четвертое, явление 12

«Хлестаков. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Марья Антоновна. Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то платочек… Сегодня какая странная погода! Хлестаков. А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода».

Действие четвертое, явление 12

«Хлестаков (продолжая удерживать ее.) Из любви, право, из любви. Я так только, пошутил, Марья Антоновна, не сердитесь! Я готов на коленках просить у вас прощения. (Падает на колени.) Простите же, простите! Вы видите, я на коленях».

Действие четвертое, явление 12

Хлестаков — настолько легкомыслен и любвеобилен, что одновременно пытается завести любовную интрижку и с дочерью городничего, и с его женой.

«Хлестаков. Нет, я влюблен в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей.

Анна Андреевна. Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем.

Хлестаков Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают».

Действие четвертое, явление 13

«И я теперь живу у городничего, жирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».

Действие пятое, явление 8

Хлестаков — ловкий манипулятор и пустослов, который ради очередной забавы — получения согласия на брак с Марьей Антоновной — шантажирует губернатора своим возможным самоубийством.

«Я не шутя вам говорю… Я могу от любви свихнуть с ума».

Действие четвертое, явление 15

«Да, если вы не согласитесь отдать руки Марьи Антоновны, то я черт знает что готов…»

Действие четвертое, явление 15

«Отдайте, отдайте! Я отчаянный человек, я решусь на все: когда застрелюсь, вас под суд отдадут».

Действие четвертое, явление 15

Воспитание Хлестакова

Хлестаков воспитан строгим отцом. Однако вдали от отчего дома молодой человек ведет себя совершенно разнузданно.

«Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почесывался. Коли служить, так служи».

Действие второе, явление 1

Характеристика Хлестакова другими героями

Роль каждого героя в произведении очень важна для раскрытия характеристики Хлестакова. По сути, все персонажи  являются лакмусовой бумагой, которая проявляет главного героя, обнажает его истинную натуру. Характеристика Хлестакова с цитатами от героев Ревизора поможет иметь о нем правильное представление.

Городничий

При первом знакомстве городничий принимает Хлестакова за серьёзного и сердитого человека.

«О господи ты боже, какой сердитый!»

Действие второе, явление 8

Городничий уверен, что Хлестаков — сложный, хитрый, расчётливый человек, с которым нужно быть особенно осторожным.

«О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться».

Действие второе, явление 8

«О, да с ним нужно ухо востро».

Действие второе, явление 8

Городничий восхищается умением мнимого ревизора ловко и изворотливо врать.

«Славно завязал узелок! Врет, врет — и нигде не оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его».

Действие второе, явление 8

Городничий считает Хлестакова умным, образованным человеком.

«…такой просвещенный гость».

Действие второе, явление 8

Городничий откровенно боится Хлестакова и очень хочет понять, до какой степени опасен столичный чиновник.

«Только бы мне узнать, что он такое и в какой мере нужно его опасаться».

Действие второе, явление 10

«Эка в самом деле оказия! До сих пор не могу очнуться от страха».

Действие третье, явление 9

Городничий прекрасно понимает, что Хлестаков приукрасил своё положение в столичном обществе, однако он считает подобное поведение нормой.

«Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда? (Задумывается.) Да как же и не быть правде? Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь».

Действие третье, явление 9

Городничего очень смущает внешний вид Хлестакова, который никак не вяжется с его «высоким» чином.

«…хоть бы народ-то уж был видный, а то худенький, тоненький — как его узнаешь, кто он? Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями».

Действие третье, явление 9

Возможность породниться со столичным ревизором приводит городничего в исступление. Он считает это невиданной удачей и называет Хлестакова «дьяволом».

«Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом? Экой богатый приз, канальство!.. фу ты, канальство!..с каким дьяволом породнилась!»

Действие пятое, явление 1

После разоблачения Хлестакова городничий никак не может себе простить, что мог так обмануться и принять столичного франта за важного чиновника.

«Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит».

Действие пятое, явление 8

«Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор!»

Действие пятое, явление 8
Городничий боится Хлестакова и хочет понять, до какой степени опасен столичный чиновник
Городничий боится Хлестакова и хочет понять, до какой степени опасен столичный чиновник

Осип про героя Ревизора Хлестакова

Слуга Осип пренебрежительно относится к своему легкомысленному хозяину, который не может жить без того, чтобы не пускать пыль в глаза окружающим. Его пристрастие к азартным играм является причиной частого отсутствия денег.

«Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) “Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед”. Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался!»

Действие второе, явление 1

Осип недоволен тем, что его молодой хозяин ведет разгульный образ жизни и безответственно относится к службе.

«Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка… Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почесывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим?»

Действие второе, явление 1

Осип — верный и надежный слуга, который не выдаёт своего беспутного молодого барина и видит выгоду во лжи.

«Анна Андреевна. А чин какой на твоем барине?

Осип. Чин обыкновенно какой».

Действие третье, явление 10

Осип, подыгрывая барину, описывает его привычки и требования.

«Да, порядок любит. Уж ему чтоб все было в исправности».

Действие третье, явление 10
Осип подыгрывает барину
Осип подыгрывает барину

«Любит он, по рассмотрению, что как придется. Больше всего любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее».

Действие третье, явление 10

Подробная характеристика Осипа.

Анна Андреевна про Хлестакова

Анна Андреевна считает Хлестакова важным столичным гостем и пытается произвести на него впечатление при помощи нарядов.

«Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял».

Действие третье, явление 3
Анна Андреевна пытается произвести впечатление на Хлестакова при помощи нарядов
Анна Андреевна пытается произвести впечатление на Хлестакова при помощи нарядов

Анна Андреевна впечатлена столичным обхождением Хлестакова, его галантными манерами. Она уверена, что смогла покорить его.

«Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое… Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! я просто без памяти. Я, однако ж, ему очень понравилась: я заметила — все на меня поглядывал».

Действие третье, явление 8

Анна Андреевна совершенно покорена Хлестаковым, она рада общению с молодым человеком со светским обхождением.

«А я никакой совершенно не ощутила робости; я видела в нем образованного, светского, высшего тона человека, а о чинах его мне и нужды нет».

Действие третье, явление 9

Анна Андреевна высоко ценит Хлестакова, считая его образцом молодого человека.

«Все чрезвычайно хорошо говорил. Говорит: «Я, Анна Андреевна, из одного только уважения к вашим достоинствам…» И такой прекрасный, воспитанный человек, самых благороднейших правил!»

Действие пятое, явление 7
Анна Андреевна в Хлестакове видит хорошую партию дочери
Анна Андреевна в Хлестакове видит хорошую партию дочери

Марья Антоновна про Хлестакова

Марья Антоновна в восторге от внешности Хлестакова.

«Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!»

Действие третье, явление 10

«Осип, душенька, какой миленький носик у твоего барина!»

Действие третье, явление 10

Марья Антоновна отмечает безусловное превосходство столичного гостя, в обществе которого чувствует себя глупой провинциалкой.

«Вы говорите по-столичному».

Действие четвертое, явление 12

«Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными».

Действие четвертое, явление 12
Марье Антоновне не судьба быть с Хлестаковым
Марье Антоновне не судьба быть с Хлестаковым

Бобчинский и Добчинский про Хлестакова

Городские помещики Бобчинский и Добчинский считают Хлестакова столь важной особой, что сравнивают его с генералиссимусом.

«Бобчинский (Добчинскому) Вот это, Петр Иванович, человек-то! Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху. Как вы думаете, Петр Иванович, кто он такой в рассуждении чина?

Добчинский. Я думаю, чуть ли не генерал.

Бобчинский. А я так думаю, что генерал-то ему и в подметки не станет! а когда генерал, то уж разве сам генералиссимус».

Действие третье, явление 7

Почтмейстер про Хлестакова

Почтмейстер отмечает обхождение Хлестакова, который ведёт себя просто, не заносчиво.

«…однако ж, ничуть не горд; обо всем расспрашивает».

Действие четвертое, явление 4

Почтмейстер становится тем человеком, который первым разоблачает Хлестакова.

«Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор».

Действие пятое, явление 8

5 фактов о Хлестакове

Портал ФактыПро подобрал для Вас 5 интересных фактов про Хлестакова:

  • Идею главной сюжетной линии «Ревизора» Гоголю подсказал сам Пушкин. Он рассказал о курьёзном случае, который в действительности произошел с издателем журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника.
  • Гоголь подчеркивал обыденность образа главного героя:«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
  • Литературные критики не видели в Хлестакове главного героя комедии. Белинский писал об этом персонаже так:«Многие почитают Хлестакова героем комедии, главным ее лицом. Это несправедливо. Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не сам…»
  • Первая постановка «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года, а в роли Хлестакова выступил популярный в то время российский актер Николай Дюр.
  • Гоголь был удручён тем, как актёры поняли замысел его пьесы. Они сыграли персонажей слишком поверхностно, водевильно. Особенно не удалась роль Хлестакова. В итоге автор был вынужден неоднократно переделывать произведение, и последняя редакция комедии относится к 1842 году.

Хлестаков — абсолютно безобидный, не злобный человек, способный очаровывать собеседников своими манерами и светским обхождением. Став жертвой обстоятельств, он лишь поддерживает иллюзию, созданную самими чиновниками. По сути, он лишь транслирует то, что от него хотят услышать.

Заключение

Центральным персонажем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», вокруг которого стремительно разворачиваются описываемые события, является молодой столичный чиновник Иван Хлестаков. Главный герой, по сути, ничего из себя не представляет, его образ не несёт важной смысловой нагрузки, однако именно благодаря ему происходит развитие сюжета. Характеристика Хлестакова имеет большое значение для раскрытия серьёзных социальных проблем в России первой половины XIX века. С его помощью автор демонстрирует всю глубину развращённости и лицемерия нравов, царивших в обществе и ставших практически нормой.

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь воплотил свой давнишний замысел — собрать в едином сюжете все пороки, которые есть в обществе, и высмеять их. Воплотить свою идею автор смог благодаря грамотно созданной системе образов, среди которых нет ни единого положительного персонажа. В произведении общечеловеческие пороки воплощены в чиновниках и их близком окружении, а неожиданное появление Хлестакова смогло лишь наглядно продемонстрировать их.

У Хлестакова совершенно нет чувства собственного достоинства. Не имея силы воли сопротивляться своей главной слабости — карточным играм, он регулярно остаётся без средств к существованию. Чтобы прокормить себя, герой вынужден за гроши продавать свою модную дорогую одежду, недоплачивать за съёмное жилье, унижаться перед трактирщиками.

К Хлестакову невозможно относиться серьёзно. Это пустой, ветреный, легкомысленный человек, не способный отвечать ни за свои слова, ни за свои поступки. Это обобщённый образ, в котором автор собрал слабости и пороки столичного светского общества того времени. Однако он не утрачивает своей актуальности и по сей день.

Один комментарий к “Хлестаков герой комедии Ревизор

  1. Хлестаков является типичным представителем нравственной деградации и морального разложения, он лжив, жаден, нечестен и не имеет никаких принципов. Он не заботится о других людях, а только о своих собственных интересах. Поэтому можно сказать, что Хлестаков является плохим персонажем, который не вызывает уважения и сочувствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *