Один из распространённых сюжетов европейских рисунков, гравюр и маргиналий Средневековья — рыцари сражаются с улитками. Откуда взялся этот сюжет и что он означает, узнайте на портале ФактыПро. Мы расскажем все версии, почему в книгах на старинных европейских гравюрах рыцари сражаются с улитками. Почему же именно улитка стала одним из самых страшных чудовищ Средневековья? Навряд ли конечно улитки были грозной боевой единицей, так в чем же дело? На этот счёт у исследователей есть несколько предположений.
Когда улитки появились в старинных книгах
Привычка рисовать на полях книг появилась у людей едва ли не с момента появления книгопечатания. Так в XIII веке во Франции были особенно распространены рисунки на полях — маргиналии. Средневековые маргиналии, несмотря на маленькие размеры, отличались завидной детализацией и насыщенностью цветов. Неизвестные авторы чаще всего «марали» своими рисунками страницы псалтырей, бревиариев, часословов и поэтических сборников. При этом никакого отношения к тексту рисунки-дролери(от французского «чудачество») зачастую не имели.
Если посмотреть средневековые изображения XIII–XIV века можно удивиться тому, почему на них так много рыцарей, сражающихся с улитками. Сцены сражения рыцарей с улитками на страницах книг начали появляться на севере Франции примерно в конце XIII века. Но гигантских улиток можно было встретить не только в манускриптах. Например, на фасаде лионского собора Сен-Жанесть удивительный барельеф. На нём рыцарь замахивается топором на улитку с собачьей головой. Кстати, изображение улитки не всегда отличалось достоверностью.
На средневековых маргиналиях встречались улитки с собачьей или кошачьей головой, а ещё с головой оленя. Иногда их размер в несколько раз превышал размеры фигуры средневекового рыцаря. А иногда они были очень маленькими. Рисунки на полях чаще всего изображали сцену битвы с улиткой, грозно выставившей свои рожки на противника. А противником «страшного чудовища» были не только рыцари, но и прекрасные дамы, обезьяны, собаки, зайцы, бараны и драконы. В общем, дрались с улитками все, кому не лень. Что касается победы в этих боях, то на маргиналиях чаще встречался сюжет, когда рыцарь склоняется перед улиткой или отдаёт ей свой меч. Так что же, получается, что бесстрашные рыцари боялись какого-то моллюска с раковиной?
Улитка — символ трусости
На многих готических рисунках изображали рыцарей, с ужасом смотрящих на своих противников или склонившихся перед ними с просьбой о пощаде. Только вот противниками этими зачастую были не драконы или василиски, действительно вызывающие страх, а улитки.
Таким образом люди изображали трусость. Грозные, до зубов вооруженные рыцари шли не на равного врага, а на улитку. Вероятно, её использовали как символ трусости в целом. Рыцарь, который борется с улиткой — это трус, боящийся слабого врага. А уж рыцарь, молящий улитку о пощаде, трус втройне.
В подтверждение данной версии выступает старая английская песенка в переводе Корнея Чуковского: «Храбрецы»:
«Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугались,
Разбежались! »
«Храбрецы»
Данную версию подтверждает, например, манускрипт «Искусства любви, о добродетели и о счастье» конца XIII — начала XIV веков, в иллюстрации к главе «Каковых вещей следует опасаться, а каковых — не следует, ибо они ничем не опасны», изображены двое вооруженных мужчин, один из которых в страхе бросает свой меч перед улиткой.
А английский стишок «Двадцать пять портных пошли убить улитку» («Four-and-twenty Tailors Went to Kill a Snail») закрепил образ улитки как разоблачителя трусов в народном творчестве. Ниже представлен данный стишок в переводе Самуила Маршака:
«Однажды двадцать пять портных
Вступили в бой с улиткой.
В руках у каждого из них
Была иголка с ниткой.
Но еле ноги унесли,
Спасаясь от врага,
Когда завидели вдали
Улиткины рога.»
«Двадцать пять портных пошли убить улитку» − «Four-and-twenty Tailors Went to Kill a Snail»
Опровергает эту версию информация о том, что ещё с древних времён люди наделяли улиток мистическими свойствами. В Средневековье улитка была символом осторожности и предусмотрительности и лишь много веков спустя стала ассоциироваться с трусостью. Именно поэтому существуют и другие, не менее любопытные, предположения, что символизировали улитки на рисунках Средних веков.
Акцент на доспехи
Что делает улитка, если почует малейшую опасность для себя? Правильно, тут же спрячет своё хрупкое тело в надёжную раковину. Чем не проявление трусости? В таком ключе улитка-трусишка упоминалась в нескольких средневековых произведениях, в частности в «Романе о Лисе». С прятками улитки в своей раковине связано и ещё одно предположение о смысле средневековых маргиналий, выдвинутое Лилиан Рэндал.
Исследовательница Лилиан Рэндал предположила, что само изображение улитки является ничем иным, как аллегорией на рыцарские доспехи. Они различались по весу и способности защитить своего владельца от ранений. Так рыцари, одетые в лёгкую броню, боялись выходить против по-настоящему бронированных противников. Так что, вероятно, средневековые французы, глядя на изображения сражения улитки с рыцарем, только посмеивались над трусостью вояк.
Улитки − лангобарды, ломбардийцы, ломбардцы
Версия про лангобардов также принадлежит историку из Университета Чикаго Лилиан М.С. Рэндалл. Еще в 1962 году она опубликовала статью, в которой утверждала, что улитки на средневековых рисунках — аллегория лангобардов. Жители этого региона имели плохую репутацию у французов, считавших их ростовщиками и трусами. (Самое время вспомнить пришедшее к нам из Ломбардии слово «ломбард» и то, чем в нем занимаются.) Поэтому французы не упускали случая посмеяться над ломбардийцами, изобразив самыми, по их мнению, трусливыми.
Лангобарды (нем. Langobarden — длиннобородые) − германское племя, обитавшее по нижнему течению Эльбы, а затем на Дунае.
Например, в 772 году лангобарды, или как их ещё называли ломабардцы, трусливо бежали с поля боя с армией Карла Великого. А ведь до этого момента лангобарды были известны как хорошие воины. В 773 году войска лангобардов потерпели ещё одно поражение от Карла Великого. Это окончательно закрепило за ними звание главных трусов Европы.
В сознании французов лангобарды олицетворяли всё, что противоречило рыцарству и рыцарскому кодексу. Им даже запрещали иметь собственные гербы. В средневековом французском эпосе ломбардцы упоминаются исключительно как невежи и грубияны, далёкие от рыцарства. Впрочем, и сами средневековые рыцари порой не блистали хорошим поведением, собираясь в настоящие разбойничьи шайки. Ко всему прочему во Франции лангобарды занимались ростовщичеством — выдавали деньги под залог вещей. Так что их можно назвать основателями первых ломбардов. Но, чуть что — ломбардцы прятались в своих лавках, как улитка в панцире, не желая объясняться с обманутыми клиентами и получать от них трёпку.
А в XII веке в Англии и Франции была очень популярна поэма «О ломбардце и улитке». Она повествовала о рыцаре, собравшемся на бой с улиткой. Жена всячески отговаривала рыцаря биться с таким страшным чудищем, но он её не послушал. Однако встретив «вооружённую» рогами улитку с раковиной-бронёй, рыцарь сначала испугался, но после проткнул чудище копьём. Поэма, высмеивающая трусость лангобардцев, быстро разошлась среди людей. Так что вполне вероятно, что частички её сюжета перекочевали и на средневековые маргиналии. К тому же, пик презрения к ломбардцам пришёлся на начало XIV века. И как раз тогда стали появляться занятные рисунки на полях книг.
Есть и противники версии, что улитка символизирует лангобардов, которых особо критиковали в раннем средневековье за предательское поведение, ростовщичество, и “не-рыцарское поведение“. Эта интерпретация может и объясняет, почему улитка так часто сражается с рыцарем, но не объясняет, почему рыцарь часто изображается проигравшим сражение, или почему этот образ стал настолько популярным на полях именно неисторический текстов, в псалтырях или часословах. Поэтому некоторые исследователи не поддерживают данную версию.
Улитка − садовый вредитель
Как и многие другие животные, слизняки и насекомые, улитки − вредили сельскому хозяйству. Удивительно, но во Франции в Средние века провели около 60 судов над вредителями. Особенно часто их фигурантами становились гусеницы, крысы, жуки и, конечно же, улитки. Тех вообще считали исчадиями ада. Изображая в книгах, улиткам мстили таким образом монахи, выращивающие пищу в собственных огородах и садах.
Однако такая теория об улитках-вредителях на средневековых маргиналиях не объясняет того, почему с ними сражались именно рыцари. Ведь куда логичнее было бы изобразить крестьянина с вилами или мотыгой, противостоящего грозной улитке.
Улитки− символ противостояния аристократии
Поединки рыцарей с уликами также символизируют противостояние бедных и аристократии по мнению некоторых исследователей. Это послание к тем, кто взбирается по социальной лестнице, подобно улитке. Ведь чтобы получить новый чин, некоторым приходилось по много лет выслуживаться перед господином.
По мнению некоторых ученых, рыцари сражались против улиток, которые символизировали аристократию. Понятное дело, гордых аристократов всегда недолюбливали. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что отпрысков аристократических семей ассоциировали с улиткой, медленно ползущей по лестнице.
Символ женской сексуальности и борьбы с искушением
Исследователь д’Анкарвиль предположил, что улитка является олицетворением похоти, с которой боролись рыцари. Молюск обладает и мужскими, и женскими половыми органами, поэтому отлично подходит для такого символа.
В XVIII веке была найдена камея с изображением Мессалины — жены императора Клавдия. На обратной стороне камеи была изображена улитка в окружении семи мужских половых органов. А так как Мессалина была известна своими любовными похождениями, то и улитка стала олицетворять похоть.
Символ Воскрешения
В 1850 году библиограф граф де Бастар выдвинул предположение, что улитка − символ Воскрешения. Данное объяснение было сделано исходя из близости расположения изображения к миниатюрам Воскрешения Христа.
Именно поэтому, вполне вероятно, улитки на маргиналиях олицетворяют собой феномен воскрешения.
Множество изображений улиток находились в часословах рядом с миниатюрами, показывающими воскрешение Лазаря. «Подобно улитке, выползающей из своей раковины, человек возрождается после смерти», — предполагал де Бастар. Но, скорее всего, это было просто совпадение.
«Подобно улитке, выползающей из своей раковины, человек возрождается после смерти»
де Бастар
Олицетворение времени
Улитка из-за своей медлительности вполне могла быть и олицетворением времени, неизбежности которого противостояли рыцари.
Мужья-рогоносцы
Некоторые исследователи считали улитку олицетворением мужей-рогоносцев.
Повреждение книг
Также улитка могла появиться на средневековых маргиналиях из-за того, что она вредила книгам. А изображениями вредителя на полях художники пытались улитку как раз-таки отпугнуть.
Чем ещё могли быть улитки на средневековых маргиналиях
Существуют также версии, что рыцари сражаются с улитками − это была просто метафора, используемая для описания борьбы между двумя неравными противниками или для указания на то, что даже самый маленький или незначительный противник может причинить вред, если ему не уделить должного внимания и не принять меры для его устранения.
Информации о реальных фактических сражений рыцарей с улитками нет. Да и звучит это довольно странно и нереально. Возможно, это была какая-то шутка или миф, который имеет какой-то глубокий смысл, которого потерялся с течением времени. В любом случае, человечество сможет точно ответить на вопрос получив дополнительную информацию с развитием науки и техники.
Подборка средневековых изображений рыцарей, воюющих с улитками
Заключение
Средневековье несет множество тайн, в том числе и почему рыцари сражаются с улитками на изображениях. В те времена на страницах книг, дрались с улитками все, кому не лень. Что касается победы в этих боях, то на маргиналиях чаще встречался сюжет, когда рыцарь склоняется перед улиткой или отдаёт ей свой меч. Вот такие улитки были в Среднике века.