В XX столетии радиола стала настоящим открытием в мире техники. Ведь производители сумели в одном устройстве объединить радиоприемник и проигрыватель. Сейчас же многие путают радиоприемники радиолы. Портал ФактыПро поставит точку в этом вопросе. Радиола — бытовое радиоэлектронное устройство, конструктивно объединяющее в одном корпусе радиоприёмник и электрофон. Такие узлы, как УМЗЧ, блок питания и громкоговорители в радиоле являются общими. Узнайте чем отличаются радиолы и радиоприемники СССР
Радиоприемники радиолы
В интернете популярна картинка «Бабуля и радиола». На самом же деле фото подписывают не совсем достоверно. Портал ФактыПро расскажет как все на самом деле.
На фото бабуля есть, а вот радиолы нету, так как на подоконнике стоит радиоприёмник. Радиола объединяет в себе радио и проигрыватель пластинок. Фото похожей техники приведено ниже.
Происхождение термина
В 1922 году в США появился товарный знак «Radiola», названный, предположительно, в честь растения. Под этой маркой компания RCA выпускала радиоприёмники и иную бытовую радиоэлектронную аппаратуру. Моделей, представляющих собой сочетание радиоприёмника с проигрывателем, среди них было немного, но название прижилось и стало нарицательным.
Сами американцы используют в отношении радиоприёмников со встроенным электрофоном термин «radiogram» (от radio + grammophone). Похожий термин имеется в чешском языке — «gramoradio».
Читать также: Корабли из бетона
Радиолы и радиоприемники СССР
Двадцатый век считался прорывным для различной техники. Устройства появлялись и уходили в небытие, становились классикой, без которой не обходился ни один дом или оставались только для избранных. Некоторые приборы входили во все эти категории в разное время. Например, радиола. Сегодня об этом устройстве помнят немногие, а молодое поколение никогда о нем и не слышало. Однако люди, жившие в СССР, в свое время были готовы отдать что угодно, чтобы получить это чудо техники в свой дом. И что примечательно, даже относительно небогатые люди покупали радиолу в квартиру, когда была такая возможность.
В прошлом столетии одними из самых технологических устройств считались различные радиолы СССР, которые могли объединить в себе целых два устройства в один громоздкий предмет. Они сочетали как проигрыватель, так и радиоприемник.
Идея универсального аудиокомбайна, в котором есть всё необходимое для прослушивания пластинок и радиоэфира, далеко не нова: пик популярности подобных устройств пришёлся на 60-е и 70-е годы двадцатого века. Ниже рассмотрены интересные и лучшие советские ламповые радиолы, которые стали важной частью истории качественного звуковоспроизведения.
Ригонда-Моно
Радиола «Ригонда-Моно» выпускалась на Рижском радиозаводе с 1963 года и включала в себя ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник, а также виниловый проигрыватель, предлагая достойное по тем временам сочетание «цена-качество». Аппарат разошёлся огромными партиями, став народным «музыкальным центром» для жителей СССР. Выходная мощность — 3,5 «честных ламповых» ватт: в сочетании с лёгкими бумажными диффузорами штатных динамиков, это позволяло озвучить небольшую или средних размеров комнату. Формально частотный диапазон — весьма скромный (от 60 до 12 000 Гц), однако в реальности «Ригонда-Моно» звучала очень приятно и основательно. Электропроигрыватель трёхскоростной, с автостопом — совершенно невыдающийся, с совсем уж простеньким тонармом. Однако разъём для внешних источников предлагал шанс исправить ситуацию, подключив к радиоле хорошую вертушку классом повыше или магнитофон.
Популярное сейчас: Интересные факты о Нобелевской премии
Беларусь Р-101-Л
Ламповая радиола «Беларусь Р-101-Л» выпускалась с 1966 года Минским радиозаводом и стала хорошей альтернативой популярным в те времена «Эстониям» и «Ригондам». Музыкальный «комбайн» оснащался ДВ/СВ/КВ/УКВ радиоприёмником и трёхскоростным проигрывателем пластинок. Акустическая система выполнена на основе четырёх широкополосных динамиков 2ГД-29, которые были установлены на фронтальной и боковых панелях корпуса — для более объёмного и основательного звучания. Усилительная часть построена на лампах 6П14П: мощности около 6 Вт было достаточно для заполнения звуком небольшой или средних размеров комнаты. Радиола комплектовалась ножками и выглядела не слишком роскошно, но вполне привлекательно: по нынешним меркам, её можно было бы причислить к аудиотехнике среднего класса по приемлемой цене.
Читать также: Интересные факты про самолеты
Ригонда-Стерео
Прорывное для своего времени устройство, стереофоническая радиола «Ригонда-Стерео», выпускалась с 1963 года на Рижском радиозаводе и не стала столь же массовой, как её монофонические собратья — не в последнюю очередь, из-за больших габаритов и высокой стоимости в 230 рублей (за эти деньги можно было купить хороший телевизор). К тому же, стереовещание и стереофонические пластинки были тогда ещё не слишком распространены. Однако «Ригонда-Стерео» оказалась удачным прецедентом для последующего активного развития стереофонии в СССР. Акустические системы — оригинальной по современным меркам конструкции: на фронтальной панели каждой колонки устанавливалась пара динамиков 4ГД-28, а излучатели 1ГД-19 расположились с левой и правой стороны корпуса. Радиола оказалась настолько удачной, что поставлялась зарубеж, в экспортном исполнении под названием «Rigonda-Stereo» — с другими надписями на корпусе, шкале и задней стенке, а также диапазоном УКВ 88-104 МГц.
Эстония-3
Таллинский завод «Пунане РЭТ» предлагал очень достойную по своим временам аудиотехнику: качество серийного производства было заметно выше среднего, а дизайн зачастую и вовсе был крайне удачным. Не стала исключением и радиола «Эстония-3», которая появилась в продаже в 1963 году. Устройство состояло из основного блока, в котором располагался собственно радиоприёмник и проигрыватель винила, а также напольной акустической системы (с парой широкополосных динамиков 4ГД-7) и двух сателлитов, с установленными в них излучателями 1ГД-9. Радиола поставлялась в монофоническом, либо стереофоническом исполнении: во втором случае — со стереоприставкой и соответствующим звукоснимателем. Стоила такая роскошь немало: 299 рублей — ощутимая сумма по меркам 60-х годов.
Интересное: Факты научного открытия
Симфония-2
Радиола «Симфония-2» выпускалась Рижским радиозаводом им. А.С. Попова с 1967 года и, в отличие от более ранней модели «Ригонда-Стерео», позволяла слушать радиоэфир в стерео сразу «из коробки». Вдобавок, были доработаны штатные акустические системы, которые уже вполне похожи на современные напольные колонки: трёхполосная конфигурация с очень достойными по своим временам динамиками, оформление закрытый ящик с двумя дополнительными отсеками (резонаторами Гельмгольца), которые через отверстия заданного диаметра сообщались с основным объёмом корпуса и оптимизировали звучание в области низких частот.
Помимо радиоприёмника с функцией автоматической подстройки частоты, «Симфония-2» оснащалась простеньким трёхскоростным виниловым проигрывателем (благо что на задней стенке присутствовал вход для подключения более качественной вертушки или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель построен на пентодах 6П14П: выходная мощность — 4 «честных ламповых» ватт на канал, что позволяло уверенно «раскачать» штатные акустические системы с лёгкими бумажными динамиками. Поставлялась эта модель как для внутреннего рынка, так и на экспорт.
Эстония-Стерео
В 1970 году, вскоре после запуска на Рижском радиозаводе производства стереорадиолы «Симфония-2», завод «Пунане РЭТ» наладил выпуск схожей модели под названием «Эстония-Стерео». Принципиальные изменения касались, в первую очередь, дизайна: в отличие от «Симфонии-2», виниловый проигрыватель был представлен отдельным блоком. Таким образом, устройство занимало меньше жилого пространства, а при желании вертушку и вовсе можно было отключить и убрать на антресоль (на чердак, на балкон, в кладовку или в гараж — нужное подчеркнуть). Вдобавок, несколько отличалась конструкция штатных акустических систем: вместо среднечастотного динамика 3ГД-1, в «Эстонии-Стерео» использовался 4ГД-28. Соответственно, несколько иной была и схема кроссовера. Выходная мощность — «честные ламповые» 4 Вт на канал: как ни парадоксально, это позволяло даже устроить небольшую музыкальную вечеринку — с напитками, танцами и не только. Звучание радиолы — мягкое и во всех смыслах винтажное. Но главное — цена: за «Эстонию-Стерео» просили 420 рублей, что было сопоставимо с несколькими средними зарплатами гражданина СССР.
Рекомендуем почитать: Интересные факты об электричестве
Симфония-003
Радиола «Симфония 003» была представлена Рижским радиозаводом в 1971 году, уже на излёте эпохи лампового звука. По сравнению с предшественницей «Симфония-2», у обновлённой модели был полностью переработан дизайн: отсек для винилового проигрывателя «переехал» вниз, а штатные колонки стали несколько меньше в высоту и одновременно больше в глубину. В техническом плане устройство отличалась от предыдущей версии незначительно и предлагало примерно тот же функционал: ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник с автоматической подстройкой частоты, а также простенький трёхскоростной виниловый проигрыватель и вход для подключения внешних источников (например, вертушки классом повыше или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель мощностью всего 2×4 Вт (зато честных, тёплых и ламповых) на пентодах 6П14П уверенно раскачивал трёхполосные акустические системы с лёгкими бумажными басовиками и высокой чувствительностью. Как и её предшественницы, радиола «Симфония-003» отличалась мягким, комфортным звучанием и уверенно заполняла звуком небольшую или средних размеров комнату.
Радиолы фото
Конец радиол
Начиная с середины 70-х годов XX века популярность радиол резко упала. В это время стали выпускать магнитолы, которые были более современными и компактными.
В Советский Союз радиолы попали не сразу – они стали здесь популярными в 40 годах и продержались на пике до 70-х. После семидесятых популярность радиол быстро начала снижаться. Причина в том, что ламповая радиола была очень габаритным устройством, занимающим много места. И хотя работала она исправно, давая качественный звук, после того как на рынке появились компактные и современные магнитолы, пользоваться радиолами стало неудобно. Большинство устройств переехало на чердак или даже было выброшено.
Заключение
«Золотая эра» радиол пришлась на 1940-е — 1970-е годы. Это объясняется тем, что ламповые радиоприёмники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий без дополнительных затрат размещать электропроигрывающее устройство. В середине 1970-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприёмников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам — музыкальным центрам, магнитолам с компакт-кассетами, а позже — комбинированным устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году владивостокским заводом «Радиоприбор». В наши дни производство радиол невысокого класса возрождено в Китае. Например, распространённая модель Watson PH7000 по габаритам близка к советским массовым радиолам «Серенада».