Радиолы и радиоприемники СССР

Радиоприемники радиолы

В XX столетии радиола стала настоящим открытием в мире техники. Ведь производители сумели в одном устройстве объединить радиоприемник и проигрыватель. Сейчас же многие путают радиоприемники радиолы. Портал ФактыПро поставит точку в этом вопросе. Радиола — бытовое радиоэлектронное устройство, конструктивно объединяющее в одном корпусе радиоприёмник и электрофон. Такие узлы, как УМЗЧ, блок питания и громкоговорители в радиоле являются общими. Узнайте чем отличаются радиолы и радиоприемники СССР

Радиоприемники радиолы

В интернете популярна картинка «Бабуля и радиола». На самом же деле фото подписывают не совсем достоверно. Портал ФактыПро расскажет как все на самом деле.

Бабуля, но не радиола
Бабуля, но не радиола

На фото бабуля есть, а вот радиолы нету, так как на подоконнике стоит радиоприёмник. Радиола объединяет в себе радио и проигрыватель пластинок. Фото похожей техники приведено ниже.

Радиола выглядит вот так
Радиола выглядит вот так

Происхождение термина

В 1922 году в США появился товарный знак «Radiola», названный, предположительно, в честь растения. Под этой маркой компания RCA выпускала радиоприёмники и иную бытовую радиоэлектронную аппаратуру. Моделей, представляющих собой сочетание радиоприёмника с проигрывателем, среди них было немного, но название прижилось и стало нарицательным.

Сами американцы используют в отношении радиоприёмников со встроенным электрофоном термин «radiogram» (от radio + grammophone). Похожий термин имеется в чешском языке — «gramoradio».

Читать также: Корабли из бетона

Радиолы и радиоприемники СССР

Двадцатый век считался прорывным для различной техники. Устройства появлялись и уходили в небытие, становились классикой, без которой не обходился ни один дом или оставались только для избранных. Некоторые приборы входили во все эти категории в разное время. Например, радиола. Сегодня об этом устройстве помнят немногие, а молодое поколение никогда о нем и не слышало. Однако люди, жившие в СССР, в свое время были готовы отдать что угодно, чтобы получить это чудо техники в свой дом. И что примечательно, даже относительно небогатые люди покупали радиолу в квартиру, когда была такая возможность.

В прошлом столетии одними из самых технологических устройств считались различные радиолы СССР, которые могли объединить в себе целых два устройства в один громоздкий предмет. Они сочетали как проигрыватель, так и радиоприемник.

Идея универсального аудиокомбайна, в котором есть всё необходимое для прослушивания пластинок и радиоэфира, далеко не нова: пик популярности подобных устройств пришёлся на 60-е и 70-е годы двадцатого века. Ниже рассмотрены интересные и лучшие советские ламповые радиолы, которые стали важной частью истории качественного звуковоспроизведения.

Ригонда-Моно

Радиола «Ригонда-Моно» выпускалась на Рижском радиозаводе с 1963 года и включала в себя ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник, а также виниловый проигрыватель, предлагая достойное по тем временам сочетание «цена-качество». Аппарат разошёлся огромными партиями, став народным «музыкальным центром» для жителей СССР. Выходная мощность — 3,5 «честных ламповых» ватт: в сочетании с лёгкими бумажными диффузорами штатных динамиков, это позволяло озвучить небольшую или средних размеров комнату. Формально частотный диапазон — весьма скромный (от 60 до 12 000 Гц), однако в реальности «Ригонда-Моно» звучала очень приятно и основательно. Электропроигрыватель трёхскоростной, с автостопом — совершенно невыдающийся, с совсем уж простеньким тонармом. Однако разъём для внешних источников предлагал шанс исправить ситуацию, подключив к радиоле хорошую вертушку классом повыше или магнитофон.

 Ригонда-Моно
Ригонда-Моно

Популярное сейчас: Интересные факты о Нобелевской премии

Беларусь Р-101-Л

Ламповая радиола «Беларусь Р-101-Л» выпускалась с 1966 года Минским радиозаводом и стала хорошей альтернативой популярным в те времена «Эстониям» и «Ригондам». Музыкальный «комбайн» оснащался ДВ/СВ/КВ/УКВ радиоприёмником и трёхскоростным проигрывателем пластинок. Акустическая система выполнена на основе четырёх широкополосных динамиков 2ГД-29, которые были установлены на фронтальной и боковых панелях корпуса — для более объёмного и основательного звучания. Усилительная часть построена на лампах 6П14П: мощности около 6 Вт было достаточно для заполнения звуком небольшой или средних размеров комнаты. Радиола комплектовалась ножками и выглядела не слишком роскошно, но вполне привлекательно: по нынешним меркам, её можно было бы причислить к аудиотехнике среднего класса по приемлемой цене.

Беларусь Р-101-Л
Беларусь Р-101-Л

Читать также: Интересные факты про самолеты

Ригонда-Стерео

Прорывное для своего времени устройство, стереофоническая радиола «Ригонда-Стерео», выпускалась с 1963 года на Рижском радиозаводе и не стала столь же массовой, как её монофонические собратья — не в последнюю очередь, из-за больших габаритов и высокой стоимости в 230 рублей (за эти деньги можно было купить хороший телевизор). К тому же, стереовещание и стереофонические пластинки были тогда ещё не слишком распространены. Однако «Ригонда-Стерео» оказалась удачным прецедентом для последующего активного развития стереофонии в СССР. Акустические системы — оригинальной по современным меркам конструкции: на фронтальной панели каждой колонки устанавливалась пара динамиков 4ГД-28, а излучатели 1ГД-19 расположились с левой и правой стороны корпуса. Радиола оказалась настолько удачной, что поставлялась зарубеж, в экспортном исполнении под названием «Rigonda-Stereo» — с другими надписями на корпусе, шкале и задней стенке, а также диапазоном УКВ 88-104 МГц.

Ригонда-Стерео
Ригонда-Стерео

Эстония-3

Таллинский завод «Пунане РЭТ» предлагал очень достойную по своим временам аудиотехнику: качество серийного производства было заметно выше среднего, а дизайн зачастую и вовсе был крайне удачным. Не стала исключением и радиола «Эстония-3», которая появилась в продаже в 1963 году. Устройство состояло из основного блока, в котором располагался собственно радиоприёмник и проигрыватель винила, а также напольной акустической системы (с парой широкополосных динамиков 4ГД-7) и двух сателлитов, с установленными в них излучателями 1ГД-9. Радиола поставлялась в монофоническом, либо стереофоническом исполнении: во втором случае — со стереоприставкой и соответствующим звукоснимателем. Стоила такая роскошь немало: 299 рублей — ощутимая сумма по меркам 60-х годов.

 Эстония-3
Эстония-3

Интересное: Факты научного открытия

Симфония-2

Радиола «Симфония-2» выпускалась Рижским радиозаводом им. А.С. Попова с 1967 года и, в отличие от более ранней модели «Ригонда-Стерео», позволяла слушать радиоэфир в стерео сразу «из коробки». Вдобавок, были доработаны штатные акустические системы, которые уже вполне похожи на современные напольные колонки: трёхполосная конфигурация с очень достойными по своим временам динамиками, оформление закрытый ящик с двумя дополнительными отсеками (резонаторами Гельмгольца), которые через отверстия заданного диаметра сообщались с основным объёмом корпуса и оптимизировали звучание в области низких частот.

Помимо радиоприёмника с функцией автоматической подстройки частоты, «Симфония-2» оснащалась простеньким трёхскоростным виниловым проигрывателем (благо что на задней стенке присутствовал вход для подключения более качественной вертушки или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель построен на пентодах 6П14П: выходная мощность — 4 «честных ламповых» ватт на канал, что позволяло уверенно «раскачать» штатные акустические системы с лёгкими бумажными динамиками. Поставлялась эта модель как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Симфония-2
Симфония-2

Эстония-Стерео

В 1970 году, вскоре после запуска на Рижском радиозаводе производства стереорадиолы «Симфония-2», завод «Пунане РЭТ» наладил выпуск схожей модели под названием «Эстония-Стерео». Принципиальные изменения касались, в первую очередь, дизайна: в отличие от «Симфонии-2», виниловый проигрыватель был представлен отдельным блоком. Таким образом, устройство занимало меньше жилого пространства, а при желании вертушку и вовсе можно было отключить и убрать на антресоль (на чердак, на балкон, в кладовку или в гараж — нужное подчеркнуть). Вдобавок, несколько отличалась конструкция штатных акустических систем: вместо среднечастотного динамика 3ГД-1, в «Эстонии-Стерео» использовался 4ГД-28. Соответственно, несколько иной была и схема кроссовера. Выходная мощность — «честные ламповые» 4 Вт на канал: как ни парадоксально, это позволяло даже устроить небольшую музыкальную вечеринку — с напитками, танцами и не только. Звучание радиолы — мягкое и во всех смыслах винтажное. Но главное — цена: за «Эстонию-Стерео» просили 420 рублей, что было сопоставимо с несколькими средними зарплатами гражданина СССР.

Эстония-Стерео
Эстония-Стерео

Рекомендуем почитать: Интересные факты об электричестве

Симфония-003

Радиола «Симфония 003» была представлена Рижским радиозаводом в 1971 году, уже на излёте эпохи лампового звука. По сравнению с предшественницей «Симфония-2», у обновлённой модели был полностью переработан дизайн: отсек для винилового проигрывателя «переехал» вниз, а штатные колонки стали несколько меньше в высоту и одновременно больше в глубину. В техническом плане устройство отличалась от предыдущей версии незначительно и предлагало примерно тот же функционал: ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник с автоматической подстройкой частоты, а также простенький трёхскоростной виниловый проигрыватель и вход для подключения внешних источников (например, вертушки классом повыше или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель мощностью всего 2×4 Вт (зато честных, тёплых и ламповых) на пентодах 6П14П уверенно раскачивал трёхполосные акустические системы с лёгкими бумажными басовиками и высокой чувствительностью. Как и её предшественницы, радиола «Симфония-003» отличалась мягким, комфортным звучанием и уверенно заполняла звуком небольшую или средних размеров комнату.

Симфония-003
Симфония-003

Радиолы фото

Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы фото
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР
Радиолы СССР

Конец радиол

Начиная с середины 70-х годов XX века популярность радиол резко упала. В это время стали выпускать магнитолы, которые были более современными и компактными.

В Советский Союз радиолы попали не сразу – они стали здесь популярными в 40 годах и продержались на пике до 70-х. После семидесятых популярность радиол быстро начала снижаться. Причина в том, что ламповая радиола была очень габаритным устройством, занимающим много места. И хотя работала она исправно, давая качественный звук, после того как на рынке появились компактные и современные магнитолы, пользоваться радиолами стало неудобно. Большинство устройств переехало на чердак или даже было выброшено.

Магнитофоны быстро вытеснили радиолы
Магнитофоны быстро вытеснили радиолы

Заключение

«Золотая эра» радиол пришлась на 1940-е — 1970-е годы. Это объясняется тем, что ламповые радиоприёмники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий без дополнительных затрат размещать электропроигрывающее устройство. В середине 1970-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприёмников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам — музыкальным центрам, магнитолам с компакт-кассетами, а позже — комбинированным устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году владивостокским заводом «Радиоприбор». В наши дни производство радиол невысокого класса возрождено в Китае. Например, распространённая модель Watson PH7000 по габаритам близка к советским массовым радиолам «Серенада».

Слушали ли Вы когда-либо радиолу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *