Поиск дешевого и прочного материала для создания кораблей никогда не прекращался, так появились суда из бетона. В 50-ых годах 19 века инженер Ламборт создал первую лодку из проволоки, которую обмазывали бетоном. Считается, что именно тогда появился железобетон, но лишь в 1867 году французский садовник Монье запатентовал данное изобретение. Он делал железобетонные кадки для цветов, но прошло немного времени и появились даже корабли из бетона. Портал ФактыПро расскажет про необычные морские суда и покажет корабль из бетона фото.
Идея делать морские суда из бетона
В Париже на Всемирной выставке была представлена весельная лодка, которую сделали из ж/б. Автор этого творения – француз Джозеф-Луис Ламборт.
Настоящую революцию совершил норвежский инженер Николай Фегнер. Он в 1917 году создал самоходное морское судно из железобетона. Затем американцы создали похожий пароход-сухогруз. Во время 2ой Мировой войны в США создали 24 железобетонных корабля и 80 барж.
Во второй половине XIX и в начале XX века из железобетона в основном строились речные баржи. Железобетонного бума не случилось — суда из такого материала действительно были дешевы, но слишком уж неповоротливы. Кроме того, при малейшей пробоине они почти тут же шли на дно.
В период Первой Мировой войны многие судна были построены из железобетона. Ещё один плюс таких кораблей – работы по их изготовлению могли делать неквалифицированные рабочие, люди далёкие от судостроения.
Президент США Вудро Вильсон одобрил программу по строительству 24 железобетонных кораблей для американского флота. Однако к моменту окончания войны ни один из них не был достроен. С горем пополам были закончены 12 из них. Легендарный SS Faith потерпел кораблекрушение у берегов Кубы в 1921 году.
Второй всплеск интереса к железобетонным кораблям, что логично, произошел во времена Второй мировой. Большинство из построенных в это время судов были безмоторными баржами. Они использовались для транспортировки боеприпасов, перегораживания гаваней и наведения понтонных переправ.
После окончания войны железобетонное судостроение постепенно сошло на нет. Большинство кораблей из бетона давно списаны или сели на мель.
Суда из бетона не могли конкурировать со стальными в коммерческих перевозках грузов. Однако, ж/б применяют при строительстве плавучих нефтехранилищ и буровых платформ. В 1975 году был создан железобетонный танкер для хранения сжиженного газа, имеющий грузоподъёмность 60000 тонн. До сих пор этот танкер эксплуатируется в Яванском море.
В 1915 году обострился дефицит флота и одновременно возникла нехватка промышленных запасов стали, что заставило все развитые страны заняться использованием железобетона для постройки кораблей и судов. До 1919 года эти работы велись в США, Великобритании, Италии, Германии, Франции, Норвегии, Швеции, Дании и Нидерландах. Было построено не менее 1000 железобетонных судов − морских буксиров, самоходных паромов, моторных баркасов, барж. В СССР суда из бетона начали интенсивно развиваться после Октябрьской революции. К тридцатым годам на бывшей Рыбинской верфи уже выпускались серии бетонных судов для задач внутреннего плавания. В 1946—1948 годах массовое строительство бетонных плавсредств было развёрнуто на Батуринской, Городецкой, Костромской, Сокольской, Свирской и Шатилковской речных верфях.
В послевоенное время в Западной Германии для экономии стали было построено и спущено на воду пятьдесят 300-тонных сухогрузов для судоходства в Северном море, на Балтике и вдоль Норвежского побережья. Корпус таких сухогрузов продемонстрировал высокую устойчивость к динамическим нагрузкам во время испытаний. Было подорвано 100 кг динамита, установленного под водой на глубине 10 м вплотную к корпусу судна.
Причина постройки кораблей из бетона
Возведение плавучих сооружений из железобетона обладает более высокой экономической эффективностью по сравнению с постройкой аналогичных металлических конструкций. Причина кроется в низкой стоимости бетонных строительных элементов, их повышенной долговечности и упрощённой технологии постройки.
Основными свойствами бетона для кораблей являются статическая и динамическая прочность, непроницаемость, устойчивость к воздействию морской и пресной воды, тузлука, нефтепродуктов. Бетонные смеси для кораблестроения получают смешиванием цемента, воды и специальных заполнителей, в качестве которых выступают гравий, щебень, керамзит, природный кварцевый песок, искусственный песок, дроблёные плотные горные породы.
Корабли во время войны
Настоящую популярность бетонные корабли получили во время Второй мировой войны. Их активно производили в США и не от хорошей жизни – обычные корабли пачками шли на дно от торпед немецких подлодок и железа катастрофически не хватало.
Бетонные корабли создавались специально для военных нужд. Срок их эксплуатации – в среднем 5 лет, потому что ремонтировать их было трудно. Именно эти корабли привезли значительную часть десанта при знаменитой высадке союзников в Нормандии. После высадки десанта их использовали в качестве заграждений.
Каждое судно из бетона предназначалось для кратковременного использования, прежде, чем быть уничтоженным немецкими субмаринами. Однако, вследствие того, что железобетон не подвержен ржавению, некоторые из этих судов до сих пор (восемьдесят лет спустя!) используются, ,например, как плавающий пирс-волнорез в Канаде.
В 1942 году, «Морская Комиссия Соединенных Штатов» заключила контракт с фирмой, «McCloskey и Компания Филадельфии, Штат Пенсильвания», чтобы построить новый флот из 24 железобетонных судов. За три десятилетия усовершенствовались технологии производства железобетона и суда нового флота были более легкими и крепкими чем их предшественники времен Первой мировой войны. Корабли были построены в Тампе, Штат Флорида, к июлю 1943 года.
Строительство велось очень быстрыми темпами — одно судно в месяц. Два корабля во время высадки союзников в Нормандии были затоплены в качестве заграждений. Семь — все ещё на плаву в гигантском волнорезе на реке Пауэлл в Канаде.
S. S. Atlаntus
S. S. Atlаntus — вероятно самое знаменитое бетонное судно. Оно было построено «Liberty Ship Building Company» в Brunswick, штат Джорджиа. Корабль спущен на воду 5 декабря 1918 года.
Война закончилась месяцем раньше, однако Atlаntus использовался для перевозки Американских солдат из Европы домой, а также для доставки угля в Новую Англию. В 1920 году, судно было списано, и оставлено в порту Вирджинии.
В 1926, Atlаntus был приобретен полковником Джесси Розенфельдом. Он собирался построить док для всех бетонных кораблей, дабы в случае опасности иметь возможность быстро активизировать силы, а также для удобства.
В марте 1926, Atlаntus был восстановлеен и буксирован к мысу Cape May. Однако, 8 июня налетел шторм, и судно было разбито на расстоянии 150 метров от берега Сансет-Бич. Были попытки достать корабль для ремонта, но они не увенчались успехом.
С того времени Atlаntus стал туристическим аттракционом. Люди ныряли с его палубы в воду, пока один молодой человек не погиб. После этого был поставлен предупреждающий знак на берегу. В конце 50-х, судно раскололось на 2 части.
Местоположение: S. S. Atlаntus находится в 150 футах от пляжной линии Sunset Beach, мыс May, NJ.
Характеристики судна:
- Длина: 250 футов;
- Вес: 2,500 тонн.
S. S. Polias
Судно S. S. Polias было построено компанией «Fougner Shipbuilding», NY в 1918 году. С тех пор, как война закончилась, корабль использовался для перевозки угля в Новую Англию.
В 1920 году судно попало в шторм и было выброшено на рифы возле береговой линии города Maine. Паникующие члены команды (11 человек), не слушавшиеся указаний капитана Richard T. Coghlan’а, пытались выбраться с корабля на спасательной лодке, однако утонули. Остальная часть команды была спасена следующим утром.
Несколько попыток освободить судно были тщетными, и вскоре, летом 1924 года, на корабль налетел ураган, разбивший его на 2 части. Кормовая часть судна SS Polias, редко показывается из-под воды
Месторасположение: Судно покоится примерно в 30-ти метрах от порта Clyde Maine. При отливе, незначительная часть корабля становится видимой на некоторое время.
Характеристики судна:
- Вес: 250 футов;
- Длина: 2,500 тонн.
Quartz
Одним из бетонных кораблей является легендарный «Quartz» бортовой номер IX-150, участвовавший в операции «Перекресток», когда на атолле Bikini испытывалась атомная бомба в 1946 году. Американское правительство поместило несколько кораблей в эпицентр взрыва, чтобы оценить повреждения, наносимые этим ужасным оружием.
На многих кораблях из бетона еще сохранилась краска. Даже у Quartz она просматривается, несмотря на то, что судно перенесло ядерный удар.
S. S. San Pasqual
Судно S. S. San Pasqual было построено, как нефтяной танкер компанией «Pacific Marine Construction» в Сан-Диего, Калифорния (San Diego, California), и спущено на воду 28 июня 1920 года. Однако уже в марте 1921 года, корабль был поврежден во время шторма. Его отдали в ремонт на долгие три года. После этого в 1924 году оно было приобретено кубинской торговой компанией «Old Times Molasses», и использовалось в роли склада.
В годы войны, судно использовалось как наблюдательный пункт за немецкими субмаринами. Из-за этого оно было неоднократно обстреляно, как из пулеметов, так и из пушек.
Во время кубинской революции Эрнесто Че Гевара использовал S. S. San Pasqual как тюрьму для пленных солдат-противников. С тех пор судно служило разным целям, от спортивного до рыболовного клуба. Наконец, в 1990 году, оно было окончательно переделано в комфортабельный отель.
Местонахождение: Судно стоит на якоре вот уже почти 20 лет возле побережья Cayo Las Brujas, что на Кубе.
Характеристики судна:
- Вес: 4,082 тонны;
- Длина: 434 фута.
S. S. Sapona
S. S. Sаponа был грузовым пароходом, построенным «Liberty Ship Building Company» в Уилмингтоне, Северная Каролина (Wilmington, North Carolina). Корабль был спущен на воду в январе 1920 года. Позже Карл Фишер в Майями, штат Флорида приобрел S. S. Sаponа. Он использовал корабль как хранилище для нефти.
В апреле 1924, Sаponа была продана Брюсу Бэттелу, живущему на Багамах. Он применил корабль как хранилище для рома и виски, при том, что в те времена спиртное было запрещено.
В 1926, судно было выброшено на риф сильным штормом. Все попытки починить корабль были безуспешными. Сам же Бэттелл, потерявший весь бизнес, умер в нищете в 1950 году.
Во время II Мировой Войны, корабль использовался как мишень для стрельбы авиации и флота. 5 декабря 1945 года, после бомбежки судна Воздушным Эскадроном 19, все самолеты пропали в районе Бермудского треугольника. Это сочли предупреждающим знаком, и после этого любые манипуляции с S. S. Sаponа были запрещены, но к тому времени от судна осталась лишь его бетонная основа.
Местоположение: S. S. Sаponа лежит в 4 милях к югу от Острова Bimini на Багамах.
Характеристики судна:
- Вес: 1,993 тонн;
- Длина: 86 метров.
Корабли из бетона в СССР
В годы Второй Мировой Войны сталь была дефицитным материалом и в СССР, поэтому советские специалисты тоже делали суда из железобетона. Один из свидетелей военных лет, сделанный из железобетона, стоит сейчас на причале в рижском порту Волери. Сохранился он достаточно хорошо. Внешний вид корабля почти не изменился. Судно находится на плаву, правда, отсутствуют палубочные надстройки. Кое-где даже заметны гнезда для крепления зениток или подъемного крана.
Бетон, это лучший материал для судов, которые большую часть времени стоят. Металлические нужно вытаскивать, красить и прочее. Бетон же сколько лет стоит и как новый. Все пристани для круизных пароходиков и водных такси в Санкт-Петербурге сделаны их бетона. Также катера были экспериментальные, но не пошли.
В Калининградской области в г. Мамоново на берегу залива стоят две немецкие баржи из бетона.
На реке Луга сохранился замечательный образец судостроения — корабль из железобетона. Похож на немецкий лихтер проекта 20-х годов.
Яхта «Нефертити» — парусно-моторная крейсерская яхта, построенная из армированного цемента в начале 70-х годов прошлого века. Она ярко представляет корабли из бетона в СССР. Базируется на территории центрального яхт клуба г. Нижнего Новгорода. В настоящее время это единственное сохранившееся парусное судно в бассейне р. Волга, с корпусом, построенным из армированного цемента.
Благодаря устойчивости корпуса яхты к различного рода деформациям, «Нефертити» используется в качестве учебно-тренировочного и вспомогательного судна. Большая вместительность (до 16 человек) позволяет уходить в автономное плавание на длительный срок.
Технические характеристики:
- водоизмещение яхты − 11 тонн;
- длина от транца до бушприта − 12.5 м;
- ширина по миделю − 3.6 м;
- высота мачты − 9 м;
- парусное вооружение типа кэч площадью − 65м2;
- корпус яхты типа компромисс с минимальной осадкой 1.1 м и максимальной 2.1 м;
- максимальная скорость под парусом − 15км/ч;
- максимальная скорость под дизелем − 10км/ч.
В России корабли из бетона широкого распространения не получили. Наверное потому, что с чем чем, а уж с ресурсами проблем никогда не было – и дерева и железа в избытке. Единственный сохранившийся представитель бетонной корабельной промышленности — яхта «Нефертити».
Плюсы и минусы бетонных кораблей
- Плюсы бетонных кораблей:
- дешевы в производстве;
- очень простая технология изготовления;
- требуют минимум дефицитного железа;
- бетону не страшен огонь и ржавчина;
- большая прочность к ударам противника.
Минусы:
- неповоротливы;
- в маневренности суда из бетона в разы проигрывали обычным военным кораблям;
- не годятся для ремонта во время плаванья;
- при первой пробоине быстро идут на дно.
Корабль из бетона фото
Портал ФактыПро предлагает посмотреть на корабль из бетона фото.
Заключение
Бетон не был самым идеальным материалом для строительства кораблей. Основная проблема таких судов заключалась в том, что им требовался очень толстый корпус. Это сделало бетонные корабли очень тяжелыми. Они сжигали больше топлива, плохо маневрировали и быстро тонули при пробоинах.
Когда война закончилась, сталь вновь стала более доступной для кораблестроителей и производство бетонных кораблей было прекращено. Оставшиеся суда были выведены из эксплуатации и отбуксированы в различные порты. В последующем их затопили, но они до сих пор служат в качестве волнорезов.