Интересные факты из жизни Корсакова

Интересные факты из жизни Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков – один из ярких представителей русской музыкальной культуры 19 века. Музыковеды, характеризуя его личность и талант, к словам «композитор», «музыкант», «симфонист» добавляют термины «народный», «сказочник», «живописец». Он до конца дней оставался верен своему пониманию отечественной музыки, в которой феноменально использовал русский народный мелос. Николай Андреевич Римский-Корсаков может быть интересен для нас и как представитель пореформенной России. Композитор родился при Николае I, сформировался как личность при Александре II. На жизни Николая Андреевича отразились общие культурные и общественные процессы, происходящие в Российской империи.

Биография Римского-Корсакова

Биография Римского-Корсакова настолько богата и насыщена, что рассказывать её стоит не в хронологической последовательности, а приводя интересные факты, которыми изобилуют воспоминания современников и труды российских музыкальных критиков. В 1953 году на «Ленфильме» был создан единственный байопик, освещающий жизнь Николая Андреевича. Заглавную роль исполнил Народный артист СССР Григорий Белов. Интересные факты про Римского-Корсакова можно почерпнуть в мемуарах «Летопись моей музыкальной жизни». Недавно на телеканале «Культура» транслировался фильм «Музыкальная усадьба», снятый в музейном комплексе композитора (Тихвин – Вечаша – Любенск).

Римский-Корсаков
Римский-Корсаков

Музыка, чтение и море

С детства Ники обладал феноменальной памятью и прекрасным слухом. Однако урокам фортепианной игры предпочитал книги. Музыкальные занятия давались легко, нравились и церковные песнопения в Тихвинском монастыре, и народные мелодии в исполнении матери, и любительское музицирование отца.

Родители
Родители

В дворянском роду Римских-Корсаковых служба на флоте была традицией. Еще подростком Николай увлекся музыкой, однако родственники настояли на получении практического образования. В царствование Николая I военная служба для дворян была если не единственно возможной, то, во всяком случае, приоритетной.

После завершения морского училища Николай Андреевич был зачислен в гардемарины, а 21 октября 1862 года на судне «Алмаз» отправился в кругосветное путешествие.

 Н. А. Римский-Корсаков в форме гардемарина
Н. А. Римский-Корсаков в форме гардемарина

Юноша страстно полюбил музыку в 16 лет, когда в Петербурге познакомился с операми Россини, симфониями Бетховена, произведениями Глинки. Кадет Морского корпуса тратил карманные деньги на ноты, а свободное от занятий время проводил на спектаклях Мариинской сцены. После трехгодичного плавания гардемарина в «кругосветке» было принято решение – не продолжать семейную династию морских офицеров Римских-Корсаковых.

Детство и юность
Детство и юность

Первое время удавалось совмещать сочинение композиций со службой на корабле, но после завершения «Анданте» вдохновение исчерпалось. Римский-Корсаков вообще думал отказаться от карьеры композитора.

Отношения на корабле не были идеальными. Римский-Корсаков противостоял против бесправия матросов и деспотизма капитана. Остановки в зарубежных странах, например, в Канаде и Бразилии, позволяли вырываться из невыносимой атмосферы. Вместе с сослуживцами Римский-Корсаков проходил по 30-40 верст, наслаждаясь природой обеих Америк. О Ниагарском водопаде Николай Андреевич написал следующее:

«Ниагары я век не позабуду, да и никто не позабудет этой массы воды, падающей с такой высоты, этого шума, этой пыли водяной и радуги в водопаде»

20-летний Николай бесповоротно «сошел с корабля на землю». Отныне море стало присутствовать только в его фантазийных музыкальных мирах. День премьерного исполнения Первой симфонии (9.12.1895) дал старт композиторской карьере.

Становление композитора

Молодые композиторы сопротивлялись классическим канонам. В середине XIX в. М. И. Глинка, Р. Шуман и Ф. Лист отказались отвлеченных симфоний. М. А. Балакирев, единомышленник Римского-Корсакова, называл композиции Баха и Моцарта «деревянными». Столь радикальное отношение к собственным предшественникам не было уникальным. В живописи передвижники тоже выступали против классических канонов.

Новаторство композиторов и художников было поддержано критиком В. В. Стасовым, который станет в дальнейшем одним из главных друзей Николая Андреевича.

Дореволюционное фото Санкт-Петербургской консерватории
Дореволюционное фото Санкт-Петербургской консерватории

Именно в 1860-е гг. рождаются первые работы Римского-Корсакова. Популярность романтизма способствовала формированию в репертуаре композитора опер-сказок. Литературное наследие Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина органично дополнялось сюжетами, которые Римский-Корсаков искал в повседневной жизни русского крестьянства.

Молодого композитора пригласили на должность профессора в петербургскую консерваторию в 1871 году. Раскрытие творческого потенциала Николая Андреевича не имело теоретического фундамента. В результате неопытный преподаватель вместе со студентами вынужден был разбирать основы составления композиций.

Цветомузыка и гамма Римского-Корсакова

От природы Николай Андреевич был наделён даром синестезии – цветового слуха, когда оттенки цвета сочетаются с характером музыки. Аккорды, строи, тональности ассоциируются с определенными цветами, рождая яркие зрительные и слуховые образы.

Цвет ‒ характер музыки
Цвет ‒ характер музыки

Композитор утверждал, что для него все звуковые ряды встречаются в природе – в переливах света и облаках, в водной глади и земной растительности. Яркий пример музыкальных красок Римского-Корсакова – голубая тональность Ми мажор у фрагментов морской тематики.

ТональностьЦвет
До мажорбелый
Ре мажоржелтоватый
Ми мажорсиний
Фа мажоррозовый
Соль мажорзолотисто-коричневый
Ля мажорзеленый
Си мажорбирюзовый

Еще одна уникальная способность Римского-Корсакова – умение писать музыку, не прикасаясь к клавишам рояля. Когда в заграничном путешествии у него не было доступа к инструменту, он сочинил почти всю оперу «Сервилия». Образность в восприятии Римским-Корсаковым музыки была настолько велика, что в беседах с друзьями за чашкой кофе он в шутку использовал кулинарную тематику. Например, мог Бетховена и Шопена сравнить с хорошими кусками говядины, Дебюсси охарактеризовать как изысканный соус, Равеля назвать розовой водой с перцем.

В целях большей музыкальной изобразительности Николай Андреевич применял в сочинениях уменьшенный лад, в котором опорным является септаккорд. Впервые звукоряд, ступени которого образуют поочерёдную последовательность тонов и полутонов, прозвучал в музыкальной картине для оркестра «Садко»: погружение былинного героя в морскую пучину. Симметричный лад прежде использовался только в западно-европейской музыке Ф. Листа и Ф. Шопена. В русской музыкальной культуре гамму «тон-полутон или полутон-тон» назвали именем Римского-Корсакова.

Гамма и лад
Гамма и лад

Интересные факты про Римского-Корсакова можно дополнить ещё одним: у него есть два произведения с одинаковым названием – созданная в молодости симфоническая картина (1867) и оперная былина, написанная тридцать лет спустя – «Садко». С премьеры оперы за композитором закрепился статус непревзойденного музыканта-живописца, первого оркестрового мастера русской музыки.

Большая семья

На рабочем столе в кабинете композитора – фотография пятерых детей, которых он растил в 37-летнем супружестве с Надеждой Николаевной (урожденной Пургольд). В зрелом возрасте у пары родилось ещё двое погодков. Машенька прожила до пяти лет. Славичка умер в младенчестве. Коротко об судьбах детей, ставших достойными наследниками таланта своего отца. По старшинству – от первенца до младшей дочери:

  • Михаил реализовался в области зоологии, лесоведения, этимологии. Профессор университета и лесного института в Петербурге. Доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.
  • Софья (по мужу Троицкая) – певица Петербургской хоровой капеллы. В 1943 году умерла от голода в блокадном Ленинграде.
  • Андрей увлекался философий, текстологией. Стал музыковедом и биографом отца.
  • Владимир был альтистом, играл в оркестрах Мариинского театра, Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.
  • Младшая Надежда (полная тезка матери) вышла замуж за композитора и дирижера М.О. Штейнберга. Повторяя не только имя, но и судьбу матери, полностью посвятила себя творчеству своего мужа.
Дети
Дети

Все дети и многие из потомков Римских-Корсаковых – коренные петербуржцы. Разнообразен спектр их профессий: архитектор, физик-акустик, филолог, переводчик, преподаватель, библиограф. Есть и композитор – правнучка Николая Андреевича Ольга Фаворская. В шестом поколении фамилию Римский-Корсаков носят двое из десяти продолжателей рода – Александр и Андрей, правнуки его третьего сына.

Смерть младшего сына Святослава в 1890 году и дочери Марии в 1893 году стала своеобразным экзистенциальным кризисом для Николая Андреевича. Дальнейшая работа над операми значительно усложнилась из-за переживаний композитора. Через обращение к трудам по философии, этике и естествознанию он нашел в себе силы вернуться в прежнее русло. Со второй половины 1890-х годов начался последний этап его творчества.

Счастливый брак

В музыкальных вечерах петербургского дворянского общества часто принимали участие две сестры – певица Александра Молас и пианистка Надежда Пургольд. Среди балакиревских «кучкистов» правнучек известного юриста Иоганна Пургольда величали «музыкальными барышнями». Один из романсов в исполнении красавиц назывался «Золотая рыбка». Когда влюбленный юноша решился сделать Наде предложение, они читали вместе повесть «Майская ночь, или Утопленница» любимого девушкой Гоголя. Николай посвятил невесте оперу «Майская ночь» и романс «Ночь», не менее чувственный чем её «Золотая рыбка». Шафером на свадьбе, состоявшейся в 1872 году, был А.С. Даргомыжский, в доме которого пара познакомилась.

Корсинька и Золотая рыбка
Корсинька и Золотая рыбка

О таких браках, как у Николая Андреевича с Надеждой Николаевной, говорят, что они заключены на небесах. Равноправные отношения, гармония и порядок во всех сферах – семейных обязанностях, совместном творчестве, профессиональной карьере. Со стороны жены всегда была абсолютная поддержка мужа. Корсинька же никогда не переставал восхищаться фортепианной игрой Золотой рыбки (так ласково они с первых встреч называли друг друга).

Муж и жена
Муж и жена

Творчество в деревне

Жизнь композитора была тесно связана с природой Псковской губернии. Удобное расположение между обеими столицами и сказочные пейзажи дополняли друг друга, создавая благодатные условия для творчества.

Земли былых северных русских княжеств позволяли наполнить воображение Римского-Корсакова. В результате образы Кощея и Морской царицы становились отчетливыми на фоне рек и еловых лесов.

Морская царица
Морская царица

Интересные факты биографии Римского–Корсакова

Мелодичность и мощь симфонических оркестровок композитора никак не соотносились с его характером. В повседневной жизни он был педантичен и сух, организован и дисциплинирован. Имел редкое для творческого человека сочетание практичности и мечтательности.

Одним из увлечений на протяжении всей жизни было чтение. Он поглощал книги одну за другой. Для своих опер часто выступал автором или соавтором либретто, написанных поэтом Бельским.

С чувством любви и абсолютной удовлетворенности композитор относился лишь к двум своим оперным сочинениям – «Снегурочке» и «Царской невесте». Последняя сегодня входит в число ста наиболее исполняемых опер в мире.

Самые крепкие исторические связи с музыкой Римского-Корсакова — у Мариинской сцены. В текущем репертуаре театра восемь опер композитора и балет «Шехеразада».

Еще при жизни композитора некоторые фрагменты его опер начали исполнять отдельно. Наиболее востребованы для аранжировок две мелодии: «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Самостоятельными из «Салтана» стали также мелодия белки и увертюра «Три чуда».

Факты биографии Римского-Корсакова свидетельствуют, что любимым автором Римского-Корсакова был Михаил Иванович Глинка. Впервые для себя в его произведениях Николай Андреевич ощутил непосредственную красоту гармонии.

Из многочисленных учеников последователями композиторской школы Римского-Корсакова стали Стравинский и Гнесин.

Музей
Музей

Н.А. Римский-Корсаков был убеждён, что самое важное в музыке – передать чувства. Из-за этого однажды произошла серьёзная ссора с Л.Н. Толстым. Писатель утверждал, что все сочинения классических композиторов вредны, позорны и непонятны простому мужику. Каково это было слышать тому, чья «музыка трех стихий» – моря, неба и русской сказки – признана глубоко народной.

В начале 1898 года композитор полемизировал с Львом Николаевичем Толстым о задачах искусства. Как известно, автор «Войны и мира» критиковал столичную культуру за ее оторванность от народа. Стоимость спектаклей в Большом театре были внушительными, в то время как у деревни забирали хлеб на экспорт.

Однажды к Николаю Андреевичу привели купеческого сына, у которого композитор несколько часов проверял слух и в конце концов признал талант юноши. Им оказался Александр Глазунов. 27 февраля 1889 года они вместе слушали оперу Вагнера. Глубокое и плавное звучание убедило Римского-Корсакова в возможности новаторства.

Ночь перед Рождеством

Царствование Александра III ознаменовалось сокращением академического сообщества. Римский-Корсаков, увлекшись произведениями Н. В. Гоголя, написал оперу «Ночь перед Рождеством», во время постановки которой произошел трагикомический инцидент.

Ночь перед Рождеством
Ночь перед Рождеством

По гоголевскому сюжету молодой казак получил от Екатерины II черевички для любимой девушки. Чтобы не вызвать нареканий в свой адрес, Николай Андреевич решил спросить дозволения у Александра III на включение императрицы в список героев оперы. Согласие государя было получено, однако из-за вмешательства великого князя Владимира Александровича уже новый император Николай II отменил решение своего предшественника.

В результате вместе Екатерины к казачку вышел князь Григорий Потемкин. Получалось, что вельможа имел доступ в гардероб государыни. Публика же не оценила перемен в сюжете.

Имение семьи Римского-Корсакова

Николаю Андреевичу пришлось потратить 40 лет кропотливого труда для приобретения в собственность небольшого имения Любенск. Ранее семья снимала его на лето.

Усадьба Любенск
Усадьба Любенск

Композитор-бунтарь

Русское общество помнило проблеск свободы и дух реформ. Царствование Александра III и Николая II пробуждало у городского образованного класса обеспокоенность. Первая революция 1905-1907 гг. оказалась вызовом как для императорской власти, так и для общественности. Кровавое воскресенье для Римского-Корсакова стало Рубиконом, после которого спокойная работа в кабинете и консерватории была уже невозможна.

Николай Андреевич с января по март 1905 года выступал против действий силовых ведомств, подавлявших выступления революционных группировок. 10 февраля 1905 года композитор поставил свою подпись под постановлением студенческой сходки о закрытии консерватории.

Также Римский-Корсаков 17 марта опубликовал в «Русских ведомостях» открытое письмо, в котором настаивал на необходимости закрыть учебное заведение из-за невозможности проводить занятия с бунтовавшей молодежью. В ответ на это великий князь Константин Константинович прозвал композитора «коноводом забастовки».

В декабре 1905 года композитора попросили вернуться в консерваторию.

Великий композитор
Великий композитор

Здоровье Римского-Корсакова

За годы интенсивной работы над операми и в консерватории у Николая Андреевича развились астигматизм и сильная близорукость. Ситуация осложнялась табачной зависимостью. В наше время Римский-Корсаков курил бы по пачке папирос в день.

Благодаря усилиям супруги композитор был избавлен от трудоемкой работы над черновиками своих произведений.

Рукопись
Рукопись

Увидеть Париж и умереть

Сергей Дягилев, известный организатор русских сезонов, пригласил весной 1907 года в Париж Рахманинова и Римского-Корсакова. Поездка во Францию стала одним из знаменательных событий в жизни Николая Андреевича. После возвращения в Россию он приступил к завершению своей последней оперы «Золотой петушок» по мотивам сказки А. С. Пушкина.

Золотой петушок
Золотой петушок

К 1907 года Революция в России угасла, а потому начался период преследования тех, кто в 1905-1906 гг. демонстрировал свои антиправительственные взгляды. Завершенная осенью 1907 года «Золотой петушок» подверглась цензуре. Потенциальные намеки на слабость императорской власти вырезались даже в случае, когда это были слова А. С. Пушкина. Достаточно упомянуть фразу «царствуй, лежа на боку». Трагическое завершение пушкинской сказки затрудняло вообще допуск оперы Римского-Корсакова.

В результате сначала стало известно о запрете на показ оперы в Большом театре. В апреле 1908 года у Николая Андреевича случился приступ стенокардии. Когда же летом оперу запретили вообще, то сердце Николая Андреевича не выдержало. Ночью 8 июня он скончался.

Музей Римского-Корсакова

Дань уважения таланту и трудолюбию человека – памятные места, где он вырос, жил и работал. Для Н.В. Римского-Корсакова это:

  • Дом-музей на его родине (город Тихвин Ленинградской области).
  • Музейный комплекс-заповедник в Плюсском районе Псковской области (бывшие фамильные имения Вечаша и Любенск).
  • Квартира, в которой он жил последние пятнадцать лет жизни (Санкт-Петербург, Загородный проспект, 28).

До нашего времени в Тихвине сохранился деревянный одноэтажный дом с мезонином, где в семье дворянина Андрея Петровича Римского-Корсакова и дочери богатого помещика Софьи Васильевны Скарятиной в 1844 году родился Ники.

Дом-музей Тихвин
Дом-музей Тихвин

В петербургской квартире, расположенной в дворовом флигеле, экспонируется раритетный рояль фирмы «Беккер». Инструмент, на котором почти тридцать лет играл композитор, сохранил вмятинки от прикосновения его пальцев.

Рояль
Рояль

Мемориалы представляют собой не только музеи в традиционном понимании, но и работают в формате музыкальных салонов. Концерты, дни памяти и различные мероприятия проходят в здании тихвинской Полковой церкви. Под вступления современных музыкантов и певцов оборудована одна из гостиных в петербургской квартире композитора. Здесь, как и сто лет назад, проходят знаменитые «Корсаковские среды».

Консерватория и памятник
Консерватория и памятник

На родине композитора его имя носят Дом культуры и Детская школа искусств. В Обь-Иртышском речном бассейне ходит круизный двухпалубный дизель-электроход «Римский-Корсаков». В год 100-летия первого русского высшего музыкального учебного заведения оно получило имя Н.А. Римского-Корсакова. В советское время на Театральной площади Ленинграда, рядом с Государственной консерваторией был установлен памятник человеку, прослужившему в храме музыки почти четыре десятилетия.

Заключение

 «Служение» — ключевое слово в жизни композитора. Он добился всеобщего признания своим титаническим трудом и говорил: «Не называйте меня великим. Просто называйте Римским — Корсаковым». Современники отмечали дисциплинированность и строгость композитора.

Один комментарий к “Интересные факты из жизни Корсакова

  1. Очень колоритная личность. Из «Могучей кучки», наверное, самый-самый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *