Восток, как известно, дело тонкое. Только соберешься, бывает, сесть за статью о китайском императоре Цяньлуне, правившем в 1736-95 гг.н.э., как сразу приходится начинать с примечаний о том, что он:
- не совсем чтобы китайский;
- совсем не Цяньлун.
Тогда как?
Начнем с конца. Звали нашего героя при рождении Айсиньгьоро Хунли, где личное имя – это второе слово, а первое — это имя клановое, сиречь родовое. Поэтому европейские историки, говоря о нем, частенько именуют его, по аналогии со своими монархами Людовиками и Александрами, просто Хунли. А клановое имя Айсиньгьоро говорит о его принадлежности к могучему и знатному роду, выходцем из которого был также, кстати, последний император Китая Пу И, прославленный Бернардо Бертолуччи в одноименном оскароносном фильме.
А почему он не совсем чтобы китайский? Дело в том, что Хунли — китайский император в том смысле, что он правил Китаем, и вовсе не китайский в том смысле, что этническим китайцем он, как и все владыки Цинской династии, не был.
Айсиньгьоро Хунли или Цяньлун
Наш герой был уже шестым по счету правителем династии, именуемой Цин. И для сотен миллионов этнических китайцев, называющих себя «хань, ханьцы», династия Цин, или попросту – Цины, были иноземными и инородными захватчиками. Потому что по крови они не являлись китайцам даже отдаленными родственниками, будучи пришельцами с Севера. Их родина – наша Восточная Сибирь и Монголия, их племя – чжурчжени, относящееся к тунгусо-маньчжурской языковой группе.
Поэтому историки чаще всего именуют Цинов «маньчжурской» династией. Она владела Китаем ни много ни мало – три сотни лет.
А почему же Цяньлун? С этим очень просто: на Дальнем Востоке, и не только в Китае, принято присваивать каждому царствованию свой собственный девиз. Например, нынешний император Японии Нарухито правит под девизом «Рэйва», иероглифы которого означают удачу, мир и гармонию. А правление Айсиньгьоро Хунли происходило под девизом «Цяньлун», означающем «непоколебимое и славное». Иногда девиз правления используется также для наименования монарха, правившего под этим девизом, хотя это и не очень правильно.
Противоречивость правления Цяньлуна
Чем же ознаменовались без малого шестьдесят лет правления нашего героя? Кстати, опять не обойтись без примечания: не обделенный здоровьем воин Хунли прожил 88 лет, но оставил трон добровольно за четыре года до кончины. Предание гласит, что он сделал это по обету, в знак уважения к своему деду императору Канси. Правление последнего длилось ровно 60 лет, и почтительный внук дал слово в том, что длительность его царствования не превысит этого срока.
Вот тут можно сделать первое наблюдение.
Это подчеркнутое уважение к старшим свойственно, скорее, культуре народа «хань», этнических китайцев, поскольку является одним из постулатов конфуцианства. Неглупые маньчжуры понимали, что только грубой силой править сотнями миллионов ханьцев невозможно, и пытались также завоевывать их сердца. Демонстративное следование заповедям Конфуция неплохо работало в этом направлении. Вот такие факты раскрывающие противоречивость правления Цяньлуна кратко.
Второе наблюдение. Будучи маньчжурским правителем династии Цин, Цяньлун опирался в государственных и военных делах, конечно же, на своих соплеменников. Большинство его военачальников были предводителями маньчжурских «восьмизнаменных войск», но не пренебрегал он и услугами советников – этнических китайцев. При его дворе особенно выделялись два министра-ханьца, Чжан Тингьюй и Хэшэнь, пользовавшиеся полным монаршим доверием. Правда, последний им настолько злоупотреблял, что, не зная удержу в мздоимстве и казнокрадстве, был казнен в правление наследника Хунли, императора Цзяцина.
Влияние на Китай
Чем еще было славно правление Хунли?
Разумеется, расширением границ державы. Именно при нем Китай приобрел на карте очертания, близкие к современным. Ведя непрерывную внешнюю экспансию, император Цяньлун добился присоединения к Поднебесной новых земель: части Центральной Азии, Тибета, северного Вьетнама. Ведя войны на четыре стороны света, Хунли направлял свои войска на Тайвань (восток), Непал (запад), в Бирму (юг) и Среднюю Азию (север). Своим величайшим успехом он считал завоевание Восточного Туркестана (Джунгарии), который получил китайское название Синьцзян (это — современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР – СУАР). Историки КНР в этом месте скороговоркой добавляют, что народность «джунгары» в процессе присоединения к Поднебесной практически полностью исчезла, что в переводе на русский язык означает – была практически полностью истреблена.
Кстати, здесь необходимо сделать очередную оговорку. Если бы киргиз-кайсацкие (казахские) жузы не ушли в свое время под руку России, приняв протекторат великого Белого царя, то не приходится сомневаться в том, что казахи разделили бы судьбу родственных им джунгар, поскольку император Цяньлун вообще-то здорово недолюбливал мусульман.
Противоречивость Цяньлуна
Продолжаем рассказ о царствовании Хунли. В многих отношениях оно было весьма противоречивым. Так:
- император слыл поклонником всего китайского. Был искусным каллиграфом, восхищался ханьской культурой, особенно поэзией и вообще изящной словесностью, был меценатом и коллекционером предметов искусства. Повелел переиздать альманах китайской литературы «Сыку цюаньшу» («Полное собрание книг по четырём разделам»), что заняло целых десять лет;
- одновременно Хунли считается основоположником китайской цензуры, поскольку грандиозная работа над «Сыку цюаньшу» позволила произвести чистку огромного корпуса китайских текстов от антиманьчжурских и антицинских выпадов, да даже и намеков. Судебные процессы над литераторами-диссидентами, заканчивавшиеся порой смертными приговорами, тоже начались в правление Хунли;
- не чужд был император и европейских веяний, но и здесь не обойтись без «но». При его дворе обретались некие французские художники, но при этом он же окончательно сформулировал идеологию «закрытия Китая». Допуск товаров и людей с Запада допускался через единственный порт страны – славный Гуанчжоу, торговля по суше с мусульманскими соседями и Россией также была сведена к минимуму;
- несмотря на брутальный характер царствования императора-воина, именно при нем расцвели знаменитые китайские тайные общества («Белого лотоса», «Неба и земли»), дожившие до нового времени и ставшие прообразом знаменитой азиатской мафии «Триады».
И да, кое-какие из начинаний Хунли тоже дожили до наших дней. Так, устроенная им в целях учета податного крестьянского населения система круговой поруки «баоцзя» прекрасно работала еще в гоминьдановском Китае при Чан Кайши, не брезговали ей и японские оккупанты. Отменил ее только Мао Цзэдун в 1949 году, и то больше формально. А чего ж отказываться от старого доброго «соседского стука»? Партия ‒ только за.
А еще издание «Сыку цюаньшу» до сих пор считается крупнейшим книгоиздательским проектом всех времен и народов.
Такие дела.