Использование отчество

Использование отчество

Отчество – патроним, часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Вариации патронимических имён могут связывать их носителей и с более дальними предками — дедами, прадедами. В дофамильный период именование по имени и отчеству служило целям более точной идентификации человека, то есть выполняло ту же социальную функцию, что и современные фамилии. Отчество в составе именной формулы выполняет тройную функцию: дополняет имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняет родство в кругу семьи (отец — сын) и выражает почтение (форма вежливости). Сегодням портал ФактыПро расскажет про использование отчество.

Как на Руси и в Российской империи пользовались отчеством

«Петрович» — такое поименование когда-то считалось признаком особого почета. На Руси и в Российской империи отчествами, заканчивающимися на «-ич» («-ович», «-евич») могли пользоваться только особые аристократы — монархи и лица высочайшего происхождения. Обычным людям положено было называться просто по имени, а офицерам и чиновникам особого ранга полагалось усеченное отчество — к примеру, Иван Петров сын.

Отчество было положено далеко не всем
Отчество было положено далеко не всем

Иногда право пользоваться полноценным отчеством при упоминании в официальных документах могло быть пожаловано человеку царем за особые заслуги — например, купец Григорий Строганов получил такое право от Петра I. Что касается обычной устной речи, в ней всё же чаще встречалось обращение на «-ич», поскольку так можно было выразить уважение к собеседнику.

Образование отчества
Образование отчества

Как отчество появилось на территории современной России

Почти все историки, занимающиеся изучением Древнерусского государства, заявляют, что отчество на Руси появилось благодаря патриархальным устоям общества. Обращаясь к человеку по отчеству, собеседник выражал уважение главе его семейства, называя имя отца. Детей, на Руси, звали по отцу. Жён — по мужу. Это было с самого начала родового строя.

Детей на Руси издревле звали по отцу
Детей на Руси издревле звали по отцу

Отчество должно было выразить связь отца и своих детей, единство родовой линии и главенство родителя над веткой семейного древа. Отчество тогда было фундаментом и основой обращения к человеку, ведь это был способ проявить уважение и добрые намерения.

Отчество – способ проявить уважение к отцу
Отчество – способ проявить уважение к отцу

Впервые отчества на Руси появились в 945 году в сохранившихся с тех времен летописей. В Х веке формулировка «сын кого-то» была буквальной и использовалась в редких случаях, не повсеместно.

Отчества с окончанием «-вич» могли носить только представители знати или княжеской семьи — к примеру, князь Владимир Святославович. Обычный люд не имел права называться по отчеству, ведь связь с отцом тогда не имела значения, если он не был влиятельным человеком. Такая система начала использоваться примерно с XV столетия, и право носить отчество определялось великим князем или царем, ведь это было признаком высокого положения в обществе и наличия связей с главой государства.

Иметь отчество – привилегия
Иметь отчество – привилегия

Купцы Строгановы, к примеру, не были выходцами из семьи боярина или князя, однако получили от Ивана IV отчество за то, что внесли вклад в освоение Сибири и Урала – купцы стали Иоанникиевичами с позволения Ивана Грозного. Холопы отчества не носили, а обращение с упоминанием имени отца с окончанием «-вич» позволялось только тем, кому это разрешил царь. У знати отчество было, но без окончания, буквы в конце отчества стали аналогом французского и голландского символов привилегированности «де» и «Ван».

Ношение отчества стало обязательным для всех в эпоху правления императора Петра Великого. Независимо от того, какое происхождение имел человек, в его документах были указаны имя, фамилия и имя отца. После вступления приказа в силу крестьяне стали массово менять свои документы, чтобы получить отчество официально, ведь им казалось, что так они становятся ближе к высшему свету.

Я же теперь почти боярин? Правда?
Я же теперь почти боярин? Правда?

Екатерина II провела реформу, по которой отчества стали обоснованы с точки зрения закона. Теперь имя отца указывалось в документе гражданина Российской Империи в зависимости от того, какой ранг он имел в Табели.

Люди 1-5 рангов имели отчество с окончанием «-вич», служащие 6-8 рангов вписывали имя отца без окончания, а остальные граждане на отчество не имели права.

 Когда по отчеству стало понятно кто есть кто
Когда по отчеству стало понятно кто есть кто

Уже с XIX столетия все люди в России обращались друг к другу в разговорной форме так, как это делаем мы. Ограничения затрагивали только официальные документы в канцеляриях. В это же время люди стали обращаться только по отчеству, без имени – так выражалось близкое, но уважительное отношение к собеседнику.

Использование обращений по имени отчеству подчеркивает уважение друг к другу
Использование обращений по имени отчеству подчеркивает уважение друг к другу

Рекомендуем почитать: Происхождение слова зонт

Использование обращений по имени отчеству в России

Филологи и культурологи заявляют, что российская система наименования гражданина, состоящая из 3 слов, является уникальной и особенной. Собеседник, обращающийся к россиянину по имени-отчеству, выражает ему уважение и подчеркивает его уважаемый статус и значимость.

Особенность такой системы заключается еще и в том, что россияне могут обратиться к собеседнику «по батюшке» в шутливой форме или в уменьшительно-ласкательном варианте.

Катенька Николаевна, Витенька Максимович – то, как к своим детям обращаются родители во время легких разговоров. В русской классической литературе встречаются случаи, когда иностранцам придумывают отчества, чтобы к ним было удобнее обращаться. В XIX-XX столетиях можно было услышать такие словосочетания, как Христофор Федорович, Вильгельм Васильевич, Элизабет Сергеевна и прочее.

Обращение по имени и отчеству может быть в уменьшительно-ласкательном варианте
Обращение по имени и отчеству может быть в уменьшительно-ласкательном варианте

Молодежь часто ассоциирует появление отчества со старением, поэтому нередко просит обращаться к ним просто по имени. Когда человек становится старше, он автоматически начинает слышать свое отчество постоянно, отчего возникает чувство, будто человек стареет. Из-за этого российское общество может окончательно отказаться от полных обращений по имени-отчеству, оставив трехсловную систему идентификации исключительно в официальных документах.

Нравится ли Вам обращение по имени и отчеству?

Отчества у разных народов

Употребление отчеств в том или ином виде свойственно многим культурам, но наиболее характерно среди тех народов, у которых фамилии появились в новейшее время либо отсутствуют. На сегодня широкое распространение отчества получили в украинском, белорусском, арабском, исландском, монгольском, восточнославянских и болгарском языках.

 Отец очень сильно влияет на детей, в том числе и отчеством
Отец очень сильно влияет на детей, в том числе и отчеством

Читать также: Радиоприемники радиолы

Отчества у греков

У греков, как у древних, так и у современных, отчество представляет собой имя отца в родительном падеже.

У древних греков в повседневной жизни употреблялось только индивидуальное имя, но для официальных документов использовалось и отчество. Так, полное имя Демосфена — Демосфе́нес Демосфе́нус Пэаниэ́ус (др.-греч. Δημοσθένης Δημοσθένους Παιανιεύς), то есть Демосфен сын Демосфена из филы Пэания.

В антропонимической модели современных греков, как и у древних греков, отчество находится между именем и фамилией. В Греции замужняя женщина вместо отчества в исключительных случаях может использовать имя мужа. У советских греков отчества были по тому же принципу, что и у болгар. Например, Александр Никос Кандараки.

Как имена, так и отчества обычно существуют в двух вариантах: официальный литературный и народный (кафаревуса и димотика). В отдельных местностях Греции имя и отчество произносят слитно. Например, литературное имя Георгиос Константину Пападас в бытовой сфере звучит как Гиоргос Коста Пападас, а имя и отчество в слитном произношении как Гиоргокоста.

У греков отчество представляет собой имя отца в родительном падеже
У греков отчество представляет собой имя отца в родительном падеже

Отчества в нормандском языке

В нормандском языке использовались отчества в форме fils de Gérald («сын Джеральда»). От этой формы произошли многие современные английские фамилии, начинающиеся на fitz.

В нормандском языке использовались отчества в форме fils de Gérald
В нормандском языке использовались отчества в форме fils de Gérald

Интересное: Рыцари сражаются с улитками

Отчества у семитских народов

В арабском языке для обозначения отчества у мужчин используется частица ибн, означающая дословно сын (ибн Мухаммад = сын Мухаммада). У женщин отчество используется гораздо реже, в этом случае перед именем отца ставится частица бинт, буквально дочь.

Тот же принцип использовался и другими семитскими народами. Например, у евреев отчество образовывалось при помощи частицы бен или бар, что в переводе соответственно с иврита и арамейского также означает сын. Например, Шломо бен Давид — Шломо (Соломон) сын Давида, Шимон бар Йохай — Шимон сын Йохая. Женским отчеством является частица бат, означающая дочь. Также эта частица может применяться в качестве матьчества: Михаль бат-Лея — Михаль дочь Леи, Ривка бат-Мариам — Ривка дочь Мариам. От матчеств происходят некоторые еврейские фамилии, такие, как Бейлин, Ривкин, Хавкин, Дворкин (от Дебора), Фейгин и так далее.

В современном Израиле отчества не употребляются. Российские же евреи используют отчества по русскому образцу.

 Российские евреи используют отчества по русскому образцу
Российские евреи используют отчества по русскому образцу

Армянские отчества

В армянском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -и. Например, если человека зовут Армен, то отчество его детей будет Армени. Армянский суффикс «и» означает принадлежность к кому-то или к чему-то. Корни многих армянских фамилий произошли от имен основателей родов, и, следовательно, когда-то они были отчествами. В повседневном общении армянские отчества обычно не употребляются.

В армянском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -и
В армянском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -и

Скандинавские отчества

В древнескандинавском языке и его живущем наследнике — исландском языке люди по традиции не носят фамилий, их место занимают отчества. Исландский закон прямо запрещает брать фамилии: «Никто не должен брать себе фамилию в нашей стране».

Мужские исландские отчества образуются добавлением -son [сон] (сын) к родительному падежу имени, женские — с добавлением -dóttir [доуттир] (дочь): например, Йоунссон и Йоунсдоуттир (сын Йоуна, дочь Йоуна), Сноррасон и Сноррадоуттир (сын Снорри, дочь Снорри, имя отца — Снорри).

Изредка встречается конструкция из двух отчеств, образованных от имени отца и имени деда (причём второе отчество выступает в родительном падеже), например Йоун Тоурссон Бьярнарсонар (Jón Þórsson Bjarnarsonar) — букв. Йоун, сын Тоура, сына Бьярни.

Скандинавские отчества имеют несколько способов создания
Скандинавские отчества имеют несколько способов создания

Читать также: Интересные факты о татуировках

Финские отчества

В Финляндии отчества бытовали до начала XX века и образовывались по скандинавской модели: прибавлением к имени отца суффиксов -пойка/-тютяр (фин. poika, tytär), означавших «сын» и «дочь» соответственно. Примеры: Матти Антинпойка, Мария Юхонтютяр — Матти, сын Антти и Мария, дочь Юхана (в русском было бы Матвей Андреевич и Мария Ивановна соответственно).

В Финляндии отчества образовывались по скандинавской модели прибавлением к имени отца суффиксов -пойка или -тютяр
В Финляндии отчества образовывались по скандинавской модели прибавлением к имени отца суффиксов -пойка или -тютяр

Карельские отчества

Среди карелов (а раньше — и финнов) помимо русифицированных отчеств сохраняется более традиционная форма отчеств, когда называют по имени отца в сочетании с личным именем: Дехиман Мийтрей (Дмитрий Ефимович), Йиванан Васси (Василиса Ивановна), Онён Пеша (Петр Афанасьевич), Иллян Дякку (Яков Ильич), Сёмкан Нюра (Нюра/Анна Семёновна), Юррын Пека (Пётр Юрьевич), Арсён Мийтрей (Дмитрий Арсеньевич). Реже к имени отца всё-таки прибавляют суффикс -пойга (карел. poiga), также обозначающий «сын» (Сёмкан Нюра-пойга, по фински было бы Нюра/Анникки Симонтютяр). Такая форма является неофициальной и употребляется главным образом в деревнях.

Среди карелов сохраняется традиционная форма отчеств, когда называют по имени отца в сочетании с личным именем
Среди карелов сохраняется традиционная форма отчеств, когда называют по имени отца в сочетании с личным именем

Болгарские отчества

В болгарском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -ов или -ев, то есть способом, бытовавшим и в России. Например Георги Борисов Иванов — Георги, сын Бориса, Иванов (фамилия), Ивайла Тодорова Стоянова — Ивайла, дочь Тодора, Стоянова (фамилия).

В болгарском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -ов или -ев
В болгарском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -ов или -ев

Грузинские отчества

Грузинские мужские отчества образуются путём добавления к имени отца в родительном падеже слова-ძე («дзе») — сын (“ძე” пишется отдельно). Например, «ივანე პეტრეს ძე» Иванэ Петрес дзе и т. п. Женские отчества в грузинском языке также сохранили архаическую форму. К имени отца в родительном падеже древнегрузинского слова, почти вышедшего из употребления в современной речи — «ასული» («асули»; адекватно старорусскому дщерь). Например, «მარინა კოსტას ასული» Марина Костас асули.

Грузинские отчества образуются путём добавления к имени отца в родительном падеже дополнительного слова
Грузинские отчества образуются путём добавления к имени отца в родительном падеже дополнительного слова

Вайнахские отчества

У вайнахов (чеченцев и ингушей) отчество предшествует имени: Хьамидан Ваха. Ваха Хамидович — так звучало бы на русском языке.

У вайнахов отчество предшествует имени
У вайнахов отчество предшествует имени

Марийские отчества

В дохристианскую эпоху антропонимическая модель у марийцев была двучленной. Она включала имя отца (отчество), стоящее на первом месте в родительном падеже, и имя собственное, например: Изерген Ипай, Шемвуйн Васлий, Лапкасын Корак.

Марийские отчества используют имя отца на первом месте
Марийские отчества используют имя отца на первом месте

Монгольские отчества

Монгольское отчество представляет собой имя отца в родительном падеже, образуемом путём прибавления суффиксов -ын или -ийн. Главным идентификатором человека в быту служит личное имя, в то время как отчество фигурирует прежде всего в официальных документах и СМИ. На письме отчество, а не имя, сокращается до инициала: например, Намбарын Энхбаяр — Н. Энхбаяр. В последние годы в СМИ, особенно ориентированных на зарубежную публику, наметилась тенденция писать имя отца без суффиксов родительного падежа и иногда после личного имени на манер западной фамилии, напр., Мөнх-Эрдэнэгийн Төгөлдөр — Төгөлдөр Мөнх-Эрдэнэ.

Монгольское отчество представляет собой имя отца в родительном падеже, образуемом путём прибавления суффиксов -ын или -ийн
Монгольское отчество представляет собой имя отца в родительном падеже, образуемом путём прибавления суффиксов -ын или -ийн

Тюркские отчества

Образуются с помощью слов оглы (оглу, улы, уулу) для сыновей и кызы (гызы) для дочерей (слова сын и дочь в притяжательной форме 3 лица единственного числа). Например, дети азербайджанца Салима по имени Мамед и Лейла будут зваться Мамед Салим оглы и Лейла Салим кызы.

Среди тюрков долгое время были распространены одночленные именования лиц, выраженные антропонимами исконно тюркского происхождения, например: Арслан, Айбарс, Илбек, Канак, Тимер, Уразай и др., а с принятием ими ислама — арабско-персидского происхождения, напр: Булат, Мухаммат, Хасан, Ахмат и т. п. Первые многочленные, в основном дву- и трехчленные, именования — антропонимы у тюркоязычных народов зафиксированы в памятниках енисейской письменности тюрков (V—VII веков).

Более четкая позиция дополнительных членов именований, так называемых дополнительных определений, выполняющих функцию фамилий, встречается в письменных источниках и археологических памятниках XI—XIII веков. На надписях, на монетах, замках, надгробных памятниках и др. Самыми распространенными дополнительными определениями у тюрков были патронимы, то есть личное имя отца или деда, и сословные титулы, которые ставились до или после личного имени.

Имя отца употреблялось чаще всего со словами «улы» (сын) или «кызы» (дочь), подтверждением чего являются именования лиц, обнаруженные в булгарских эпитафиях и других памятниках, например: сын Юлдаша Митрий, Фатима-илча, дочь Аййуба и др. Наряду с именованиями лиц, состоящими из двух антропонимов, встречаются и более сложные именования, принадлежащие в основном именитым татарам, например: Башмаков Ахмамет Елмаметов (XVI век) и др.

В тюркских отчествах слова «оглы» (оглу, улы, уулу) и «кызы» (гызы) являются элементами, образующими отчество, подобно русским -ович, -евич, -овна, -евна. Поэтому по правилам сокращений до инициалов данный элемент в сокращение не вносится (пример: Ибрагимов Чингиз Тимер улы — сокращается до инициалов как Ибрагимов Ч. Т.).

Тюркские отчества образуются с помощью слов оглы (оглу, улы, уулу) для сыновей и кызы (гызы) для дочерей
Тюркские отчества образуются с помощью слов оглы (оглу, улы, уулу) для сыновей и кызы (гызы) для дочерей

В Нидерландах

В Нидерландах отчества существовали в прошлом и до сих пор неофициально используются у фризов. Женские отчества образовывались с помощью -dochter (дочь), мужские — с помощью -zoon (сын), в сокращённом варианте -sz или -s. Например, полное имя известного композитора было Ян Питерсзон Свелинк (Jan Pieterszoon Sweelinck), полное имя Рембрандта — Рембрандт Харменсзон ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).

У лиц незнатного происхождения фамилия могла отсутствовать, и в таких случаях отчество частично играло роль фамилии и позволяло различать людей. Так, у известного мореплавателя Виллема Баренца фамилии не было, Баренц (Barents, Barentsz) или Баренцзон (Barentszoon) — отчество, означавшее сын Барента. Со временем, когда всё население Голландии приобрело фамилии, отчества практически вышли из употребления.

 В Нидерландах женские отчества образовывались с помощью -dochter (дочь), мужские — с помощью -zoon (сын)
В Нидерландах женские отчества образовывались с помощью -dochter (дочь), мужские — с помощью -zoon (сын)

В странах Пиренейского полуострова

В странах Пиренейского полуострова (Кастилия, Леон, Наварра, Арагон и Португалия) отчества существовали в средние века. Образовывались с помощью суффикса -ez (с вариантами -oz, -iz и др., в Португалии также -es) невыясненного происхождения. Самое раннее употребление отчества отмечено у короля Наварры Гарсии Иньигеса (исп. García Íñiguez, ок. 810 — 870 или 882), отцом которого был Иньиго Ариста.

Со временем эта система заменилась системой фамилий, которые унаследовали от отчеств одну из своих самых распространённых моделей (Альварес, Домингес, Родригес — Álvarez, Domínguez, Rodríguez и т. д.).

В странах Пиренейского полуострова отчества существовали в средние века
В странах Пиренейского полуострова отчества существовали в средние века

Заключение

Отчество – это часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. В России, отчества образуются путем добавления к имени отца суффикса, который зависит от пола и падежа имени отца. Больше интересной информации на портале ФактыПро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *