Такси желтого цвета в России массово появились в 2018 году. В Нью-Йорке такие машины всегда были жёлтого цвета. И дело не только в приметности. У ярко-жёлтых автомобилей богатая история. Портал ФактыПро расскажет почему такси желтого цвета и почему есть такси без желтого цвета. Например, в Таиланде пассажиров подбирают машины розового цвета. Почему в разных странах по-разному красят такси, и когда появились первые наёмные извозчики, обо всем на портале ФактыПро.
Почему такси желтого цвета
Такси начали окрашивать в жёлтый цвет в начале прошлого века благодаря американцу Джону Херцу, основателю международной компании по прокату автомобилей.
Чтобы обогнать конкурентов, он брал в качестве части платы за новую машину старый автомобиль покупателя, затем перекрашивал его в жёлтый цвет и использовал в качестве такси. Так в США появилось первое общественное такси под названием Yellow Cab.
Желтые такси Херца были хорошо заметны издали и выделялись на чёрном фоне остального потока машин. Именно жёлтый таксомотор стал символом нью-йоркского такси.
В СССР такси стали жёлтыми лишь в семидесятые годы, до того они были чёрными, бело-красными, серыми.
Что было до такси жёлтого цвета
Крупные компании по перевозке пассажиров появились лишь в XX веке. Однако такси пользовались ещё в Древнем Риме. В качестве примитивного счётчика использовали таз и камни. Камешки падали в ёмкость после того, как колесница проезжала определённое расстояние. Пассажир рассчитывался по количеству камней, упавших в таз.
В XVII веке лондонские перевозчики впервые в мире получили лицензии. Услуга стоила недёшево. Такси использовали редко, только по особым случаям. Это позволяло водителям устанавливать любую стоимость. Самовольное ценообразование прекратилось с появлением счётчиков. Водители восприняли инновацию негативно: отныне пассажиры видели стоимость во время движения.
Читать также: Кролик Duracell и кролик Energizer
Такси Yellow Cab Company
В начале XX века города в США росли с невероятной скоростью. Вместе с этим росла и скорость жизни людей. Иногда люди готовы были переплачивать в три-четыре раза, чтобы успеть в другой конец города. Спрос породил предложение. В тот же момент по всей стране начали разрастаться автопарки, предоставляющие машины по первому требованию.
В фирменный желтый цвет такси начали окрашивать еще в начале прошлого века благодаря американцу Джону Херцу, основателю международной компании по прокату автомобилей. Свой начальный капитал он заработал благодаря торговле автомобилями. Чтобы обогнать конкурентов, он брал в качестве платы за новую машину старый автомобиль покупателя, затем перекрашивал его в желтый цвет и использовал в качестве такси. Так в США появилось первое общественное такси под названием Yellow Cab. Желтые такси Херца были хорошо заметны издали и выделялись на черном фоне остального потока машин.
Херц начал свою деятельность в сфере такси в 1907 году и был очень успешным. Сообщается, что идея цвета пришла ему в голову в результате исследования, проведенного местным университетом, которое показало, что желтый с оттенком красного был наиболее заметным цветом на больших расстояниях. Он начал производить собственные покраски такси, и его чикагская компания Yellow Cab Company была зарегистрирована с 40 машинами.
Конкуренция на улицах крупных городов была жёсткая. В 1910 году Джон Херц открыл в Чикаго новый таксопарк. Автопарк компании состоял исключительно из жёлтых машин. Фирма носила название Yellow Cab Company. Впоследствии Херцу удалось полностью победить конкурентов. Как позже выяснил владелец компании, жёлтый цвет сыграл в этом не последнюю роль. Яркие машины приметны и не сливаются с общим потоком.
Компания Yellow Cab Company даже предприняла юридические шаги для защиты своего идентифицируемого цвета. Хотя судья Верховного суда Нью-Йорка Бланчард решил, что у компании не может быть судебного разрешения запрещать другим владельцам такси красить свои автомобили в желтый цвет. Суд лишь постановил, что сторонние фирмы не имею права намекать, что ими управляет Yellow Taxicab Co.
Yellow Cab не останавливалась и подала еще 50 исков против независимых операторов. Основываясь на постановлениях, о которых сообщается в местных торговых публикациях, некоторые судебные решения даже запрещали другим использовать отличительный желтый цвет, включая очень мелких операторов, даже тех, у которых всего пара кабин.
Не все были в восторге от крупной компаний Yellow Cab и её хорошо известного желтого цвета. В сентябре 1915 года некий Си Джей Би, “член профсоюза и сам таксист”, написал письмо в The Day Book, чикагскую газету, спрашивая, как компания Yellow Taxicab Co. может помешать другим людям красить свои машины в желтый цвет. Си Джей Би заявил
«Эта страна не является свободным округом. Американский гражданин не может добиться правосудия в Америке. Я просто хочу, чтобы другие граждане знали, какого рода правосудие у нас.»
Член профсоюза и таксист Си Джей Би
Однако, что бы там ни думал Си Джей Би, эра ограничений на использование цвета такси только начиналась. Важно отметить, что нью-йоркская система medallion, которая ограничивала количество лицензий на такси, была введена в соответствии с Законом Хааса в 1937 году. Согласно системе medallion, только этим регулируемым и контролируемым такси разрешалось подбирать пассажиров, которые окликнули их на улице. С другой стороны, такси в ливреях без медальонов должны были заранее согласовывать все тарифы. Как объясняет Фромберг, Манхэттен в конечном итоге стал в значительной степени провинцией такси с медалями, а менее прибыльные территории во внешних районах в основном обслуживались ливрейными такси. Однако кое-что было спорным: когда водители в ливреях отправлялись в гораздо более прибыльные районы, такие как аэропорты и отели, водители такси в медальонах защищали свою территорию.
Хотя к тому времени желтые такси были обычным явлением, это был не единственный цвет в округе. Еще в 1968 году New York Times писала о “типичных цветах городских такси — желтом, оранжевом, красном или золотом”. Итак, в том году для защиты водителей, награжденных медалями, деятельность которых регулировалась городом, был принят закон, призванный помочь пассажирам различать два типа такси. Как только мера вступила в силу, такси с медалями стали желтыми, а все остальные такси должны быть другого цвета. Водители ливрейных такси протестовали против этого требования, даже перевернули 14 украшенных медалями такси во время акции протеста и сожгли некоторые из них за то, что они работали в некоторых частях Бруклина.
Мэр Джон Линдси в 1969 году, незадолго до вступления закона в силу заявил:
«Общественность должна быть обеспечена простыми средствами быстрой идентификации, позволяющими отличать лицензированные такси от нелицензированных частных ливрей. Новый закон о раскраске послужит этой цели»
Мэр Джон Линдс
Сегодня официальным цветом для такси Нью-Йорка является не просто какой-либо желтый, а желтый Dupont M6284 или его эквивалент. Недавно были добавлены светло-зеленые такси, но им разрешено пользоваться только во внешних районах и северной части Манхэттена.
Что касается того, почему желтый стал так ассоциироваться с такси, если это не совсем универсальный цвет для такси, ответ указывает на популярность этого цвета в поп-культуре, но у него есть и другая теория: «Существует очень мало машин, которые являются желтыми не такси».
Почему такси жёлтого цвета и сегодня
Интересно, что сегодня не все такси в мире жёлтые. Например, в США этот цвет используют водители, которые подбирают пассажиров на улице. Машинам других цветов останавливаться перед голосующими горожанами нельзя. Водитель может работать на себя или на таксопарк. На капоте каждого жёлтого автомобиля красуется наклейка-медальон. На ней написано, каким образом организована работа водителя.
Самый крупный таксопарк в мире находится в Нью-Йорке. В день машины перевозят 600 тысяч человек. Снаружи машины ничем не отличаются от российских: автомобили с жёлтым кузовом. Внутри нью-йоркских такси между передними и задними местами установлены перегородки. Нередко в них встроены небольшие экраны или телевизоры.
Именно желтый таксомотор стал символом нью-йоркского такси. На сегодняшний день по правилам города желтые такси могут передвигаться где угодно, но сажать голосующих пассажиров они могут только на Манхеттене до 110-й улицы на западе и до 96-й на востоке острова.
Апокрифическая история почему такси желтого цвета
Апокрифическая история относит ассоциацию между желтым цветом и такси к удивительно раннему времени. Книга о культурном значении и истории цвета, объясняет, что зарождение желтого такси восходит к 15 веку в Италии.
История гласит, что человек по имени Франческо Тассо, чья семья занималась почтовым бизнесом, провел нововведения, направленные на расширение и централизацию их системы. Одной из таких реформ было придание экипажам доставки желтого цвета, поскольку этот цвет никого не оскорблял политически. Его нововведения получили одобрение императора Австрии, который дал ему титул “Торре и Тассо”, который затем по-немецки превратился в “Турн и такси”.
Хотя фольклор утверждает, что таково было происхождение слова такси, на самом деле это слово восходит только к началу 20 века, когда оно появилось как сокращенная версия «таксометра», устройства, измеряющего пробег такси. Примерно в то же время, когда в США появились первые автомобильные такси, появились такси, которые с большим основанием претендуют на звание первых желтых такси.
Такси в других странах
Знаменитые лондонские кебы красят в чёрный цвет. В Европе, например во Франции, такси чаще всего белые. Немцы предпочитают окрашивать машины в кремовый. Этой же окраской пользуются в Арабских Эмиратах. По Сингапуру ездят голубые такси, а в Таиланде можно встретить машины розового цвета. В некоторых странах, например в Польше, цвет не играет роли. Китайцы, напротив, по окраске машин определяют район. В Гонгконге в каждой части города введён свой цвет такси.
Кстати, российские такси — самые дешёвые в Европе. Рекорд по стоимости пассажирских перевозок принадлежит Швейцарии. В Цюрихе за один километр пути человек отдаёт в среднем 500 рублей. Лондонские кэбы — на третьем месте. Один километр обойдётся пассажиру в 300 рублей. В Нью-Йорке стоимость такси немногим больше, чем в Москве. Один километр стоит около 200 рублей.
В 1907 году бизнесмен Гарри Аллен импортировал свои красные и зеленые автомобили с таксометрами из Франции в Нью-Йорк. У него были первые в городе такси с дозаторами, хотя всего год спустя его водители отказались платить. И к тому моменту у него появились конкуренты. Грэм Ходжес, историк такси из Университета Колгейт, описывает, как в то время владельцы таксомоторных компаний окрашивали свои автопарки в фирменный цвет — были коричневые и белые такси, некоторые черные, красные и клетчатые, а также желтые. В его книге «Такси! Социальная история нью-йоркского таксиста» одна героиня пропускает четыре такси, прежде чем «она выбирает новое, лавандового цвета с серой обивкой».
Шашечки на такси
А как же появились знаменитые «шашки»также расскажет портал ФатыПро. К 20-ым годам наряду с лидером таксоперевозок Yellow Cab Company была еще одна компания – Checker Taxi («checker» в переводе — «шашка»). Если первая славилась машинами ярко желтого окраса, то вторую отличала полоса в черно-белую клетку. Считается, что популярность и престиж Checker Taxi побудили и другие компании помещать на кузов схожую символику.
Первые официальные такси в СССР появились в 1948 году. Тогда их и стали помечать «шашечками». Однако красить в желтый авто начали лишь в 70-е годы.
Нью-йоркские такси оборудованы аварийной системой на случай ограбления
Еще интересный факт от портала ФактыПро. Все нью-йоркские такси имеют аварийный световой сигнал, расположенный в задней части автомобиля. В случае ограбления водитель может незаметно и бесшумно включить этот сигнал и мигающий свет сообщит проезжающим мимо патрульным полицейским о совершающемся преступлении.
Заключение
Не все такси желтые, но все же ассоциация идет именно с этим цветом. Например, культовые такси Лондона черные, но это не прижилось в мире. Отличительный цвет, который является классическим для такси – желтый. Процесс, повлиявший на появление первых желтых такси на улицах, начался очень давно, но его влияние ощутимо до сих пор.